ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРА

 

Со времен Аристотеля и Платона спор  считается одним из важнейших словесных  искусств, рассматриваемых риторикой и диалектикой. В риторике спор должен приводить к принятию оппонентом определенной точки зрения через его убеждение, внушение или доказательство позиции.

Спор – это вид диалога, при котором собеседники изначально имеют различные или противоположные суждения по одному и тому же вопросу. Для делового публичного общения наибольшую  значимость приобретают  те формы диалога, которые проходят в виде интеллектуального поединка, когда каждый из участников обосновывает и аргументирует собственные положения наряду с критикой и опровержением утверждений соперника. Такая форма называется полемикой. Всякая полемика должна иметь тему и проводится по определенной процедуре. Если тема сформулирована четко и ясно, строго соблюдается процесс  проведения, - такая полемика называется  дискуссией. Если тема зафиксирована  не слишком четко и регламент нарушается, то  полемика превращается в спор.  Цель спора – или приближение к истине в оценке данного предмета, или достижение единства взглядов путем доказательства или убеждения.

Платон называет спор «умственным пиром». При должном взаимоуважении полемистов, при готовности принимать  противоположные аргументы, при умении слушать и понимать – спор действительно превращается в исключительное по своему значению средство  повышения интеллектуальных потенциалов личности, ее речевого и духовного совершенствования. Некоторые исследователи педагогических моделей полагают, что организация  ситуаций полемической направленности может являться лишь специфической  дидактической моделью, но в практике все сложнее и многообразнее. Очень часто именно спор является методически продуктивным по сравнению с индифферентными формами преподавания.

В риторике спор приводит к принятию оппонентом определенной точки зрения через его убеждение, внушение или доказательство позиций. По существу, процесс преподавания – это процесс спора с ранее существовавшем уровнем познаний, процесс их отрицания новыми  сведениями. Бехтерев утверждал: «Внушение и убеждение является двумя основными  формами воздействия одного лица на другое». Участники спора должны не захотеть переспорить, а захотеть вести поиск истины.

 

Какова бы ни была цель учащегося, полемизирующего с учителем – педагог помнит, что спор для него  возможен лишь как  риторическая структура.  Завышенный, заниженный уровень притязаний могут быть скорректированы в процессе  педагогического спора. Педагог должен владеть приемами спора.

 

Hosted by uCoz