Министерство    общего и профессионального образования Свердловской области

 

Нижнетагильский    педагогический    колледж  №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:  Практическая риторика

 

Группы: 101, 102, 103, 33, 34.

 

Преподаватель:  Сапунова И. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2007 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические рекомендации по организации индивидуальной самостоятельной работы по практической риторике предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Русский язык и литература», «Преподавание в начальных классах», «Математика и информатика». Они разработаны по программе «Риторика» (автор составитель Сапунова И.А.), а также с привлечением следующих авторов и учебных пособий – И.А.Купина «Риторика в играх и упражнениях», Х.Леммерман «Уроки риторики и дебатов», И.М.Кузнецов «Современная риторика», З.В.Савкова «Искусство оратора» и другие.

В данных методических рекомендациях риторика представляется как практическая наука о речи воздействующего типа. Предлагаемая в учебно-методическом комплексе система заданий способствует формированию начальных риторических компетенций: от анализа образца – к созданию собственных, далее – к закреплению риторических действий в коммуникативных ситуациях, и лишь затем – создание свободной воздействующей речи, отмеченной индивидуальной авторской манерой.

Изучение базовой основы риторики направлено на достижение основных целей:

- воспитание личности ритора, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

- освоение различных типов и видов воздействия речевых средств, способов их использования в различных коммуникативных ситуациях в соответствии с замыслом, целеполаганием, адресатом;

- развитие представлений о риторике, как универсальной метанауке, включение которой возможно в любой коммуникативно-культурный контекст;

- совершенствование коммуникативно-психологических, композиционных, этических, логических и собственно поведенческих умений риторического (рефлексивного) анализа чужих и собственных речевых образов.

Планируется следующий результат изучения риторики:

Студенты должны знать и понимать:

- историко-культурный аспект античной и современной риторик;

- художественную природу ораторского искусства;

- содержание исследуемых текстов.

Студенты должны уметь:

- определять исполнительские цели и задачи в соответствии с конкретной речевой ситуацией;

- преодолевать ораторскую лихорадку и барьеры общения;

- строить собственный риторический имидж;

- выступать, влиятельно и аргументировано в диалоге и монологе;

- рефлексировать в соответствии с риторическими регламентациями.

Таким образом, студенты в процессе изучения риторики и риторических проектов приобретают основы риторической компетентности:

- речевая компетенция – знание норм речевой и языковой культуры, владение диалогическими и монологическими видами речи, умение создавать собственные речевые образцы;

- общекультурная риторическая компетенция – восприятие риторики как практической дисциплины, через которую осуществляется выход на любой предмет и вид деятельности;

- ценностная компетентность – признание русской риторики как неотъемлемой части филологической науки, изучающей духовно-нравственную силу красноречия;

- риторическая компетенция – способность к риторическому творчеству и рефлексии; поиск и нахождение оптимальных алгоритмов общения; систематическое обильное чтение специальной и исторической литературы; формирование контактной грамотной языковой личности, обладающей умениями и потребностями общения; осознание риторического «Я».

В учебно-методический комплекс входят:

- тематика занятий,

- задания и упражнения для индивидуальной, групповой работы;

- памятки,

- критерии оценок (риторический анализ) публичных выступлений, примерных текстов,

- таблицы,

- библиография.


 РИТОРИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

 

Критерии оценки публичного выступления

 

 

Факт

Риторические рекомендации

Было ли это общение ограничено определенной тематикой и как это было выражено?

 

 

Какова научная, идейная концепция, которую развивает в своем выступлении оратор? Можно ли выявить определенный непротиворечивый тезис его выступления?

 

 

Ставились ли перед аудиторией серьезные вопросы, проблемы, активизирующие ее на собственную мыслительную деятельность?

 

 

Проявилось ли в выступлении оратора знание противоположных позиций по рассматриваемой теме и отношение к этим оппонирующим позициям?

 

 

Была ли сформулирована задача встречи и можно ли определить ее сверхзадачу? Соответствовала ли целевая установка диалога характеру аудитории?

 

 

Какие факты, аргументы, иллюстрации приводил выступающий в подтверждение главного тезиса? Были ли среди них неудачные, слабые или не работающие на целевую установку, тезис?

 

 

Соответствует ли законам риторики композиция выступления и всей встречи?

 

 

Как оцениваете выступление и заключение речи, соответствие их настроению аудитории?  Какова была реакция зала на них?

 

 

Были ли элементы в главной части выступления, не соответствующие целевой установке, тезису? Какие приемы или факты вызвали особый интерес и положительную реакцию аудитории?

 

 

Как можно оценить образ оратора, его такт и взаимодействие с аудиторией? Можно ли определить это выступление как «диалог в монологе», если да, то в чем это выражено?

 

 

Оцените речь выступающего: убедительность, яркость, своеобразие, богатство словаря, соответствие литературным нормам, понятность и ясность.

 

 

Оцените выступление с позиций «словесного действия»: владение голосом, соблюдение пауз и логических ударений, темп, тон, жесты, мимика, манера держаться на сцене.

 

 

Как выступающий реагировал на неожиданные или неприятные вопросы и реплики?

 

 

Какие пожелания вы бы высказали выступающему для совершенствования его ораторского мастерства?

 

 

 


 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ

НАД ТЕКСТОМ РЕЧИ

 

1.     План по собранному материалу.

2.     Логично и последовательно «разложить пасьянс» внутри каждого раздела плана.

3.     Задайтесь вопросом: «Будет ли понятен материал в таком виде слушателям?».

4.     Схема своего выступления.

5.     Соедините разделы общеупотребительными словами, вводными словами и предложениями, словами-связками.

6.     Подготовить письменный вариант выступления.

7.     Сделать выводы по частям выступления и главный вывод по всей теме.

8.     Продумать ответы на вопросы, которые могут быть заданы в ходе или в конце выступления.

9.     В конце – продумать начало выступлении, цель которого – привлечь внимание  слушателей.

 

ПАМЯТКА-РЕЗЮМЕ

 

1.     В ораторской речи используются элементы всех книжных стилей.

2.     В зависимости от  рода и вида речи в ней используются элементы публицистического, научного, делового и художественного стилей, причем, как правило, ораторская речь включает в себя элементы разных книжных стилей.  При этом ведущим в основном остается публицистический стиль.

3.     Ораторская речь произносится вслух. Отсюда неизбежно использование в публичных выступлениях элементов разговорного стиля. Это выражается в привлечении разговорных слов и фразеологизмов, в использовании вопросительных, восклицательных, простых по конструкции предложений. Оратор избегает причастных и деепричастных оборотов и чрезмерно длинных предложений.

 


ТАБЛИЦА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

 

 

ФОРМЫ РЕЧИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТНАЯ

 

СТИЛИ

 

ПИСЬМЕННАЯ

 

 

 

 

 

Лекция, доклад, сообщение, выступление, дискуссия, диалог

 

 

Научный

 

 

Дипломная (курсовая) работа, статья, диссертация, книга, мемуары, отчет о работе.

 

 

 

 

 

 

Чтение стихов, отрывков текста, анекдот, реплика

 

 

Художественный

 

 

Поэтическое или прозаическое произведение, исторический формуляр

 

 

 

 

 

 

Речь, выступление по радио и телевидению, дебаты, призыв, инструктаж

 

 

Публицистический

 

 

Газетные и журнальные статьи, воззвание, утешение, обращение

 

 

 

 

 

 

Переговоры, речь в суде, приказ, пресс-конференция

 

Официально-деловой

 

 

Договор, коммюнике, приказ, акт проверки, отчет о работе, донесение, докладная записка, заявление, объяснительная записка, сведения о состоянии дел

 

 

 

 

 

 

 

Общение, беседа, текст, диалог

 

Разговорный

 

 

Пьеса, киносценарий, прямая речь в тексте художественного произведения

 

 


ПАМЯТКА

как составить конспект

 

Конспект – особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста) (краткие К., развернутые К., смешанные К., монографические К., свободные К., интегральные селективные К.).

 

Целевая установка: 

1.     Выявить, систематизировать, обобщить (с возможной критической оценкой) наиболее ценную для конспектирующего информацию.

2.     Сжать и последовательно изложить наиболее существенное содержание статьи, книги, брошюры.

 

Стиль – научный.

Тип речи – рассуждение.

 

Жанрообразующие признаки.

1.     Сжатость.

2.     Информативность.

3.     Обобщенность.

 

Композиционные особенности. Структурно-смысловые части произвольны.

 

Языковые средства:

1.     Книжная лексика.

2.     Отсутствие местоимения «Я».

3.     Преобладание существительных над глаголами.

4.     Употребление причастий и деепричастий.

5.     Сложные предложения.


БИБЛИОГРАФИЯ

ОСНОВНАЯ

1.     Бадмаев Б.С., Малышев А.А. Психология обучения речевому     мастерству. – М.,1999.

2.     Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

3.     Львов М.Р. Риторика. Культура речи. Для студентов педагогических ВУЗов. – Издательство Academia. М., 2002.

4.     Маров В.Н., Вагапова Д.Х., Зыбина Т.М., Виньков Ю.В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.

5.     Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М., 2001.

6.     Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя. – М., 1999.

7.     Мурашов А.А. Риторика хрестоматия-практикум. – М., 2000.

8.     Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995.

9.     Форманновская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1.     Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – Новое знание. М., 2005.

2.     Битянова Н.Р. Риторика и техника преподавания учителя. – М., 1994.

3.     Богуславская Н.Е. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. – Издательство Сократ. Екатеринбург., 2002.

4.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996.

5.     Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1998.

6.     Грайс Г.П. Логика и речевое общение. – М., 1995.

7.     Дэвидсон Дж. Ораторское искусство. Уникальный курс. – ЭКСМО. М., 2005.

8.     Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

9.     Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Учебное пособие. – «ФЛИНТА», «Наука», М., 2002.

10.                       Купина Н.А., Матвеева Т.В. Культура русской речи. – Свердловск, 1992.

11.                       Ладыженская Т.А. Живое слово. – М., 1986.

12.                       Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. – Издательство  «УНИКУМ-ПРЕСС», м., 2002.

13.                       Михайличенко Н.А. Риторика. – М., 2000.

14.                       Педагогическое речеведение. Словарь-справочник /под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. - М., 1998.

15.                       Русское красноречие: хрестоматия /Сост. Купина, Т.В. Матвеева. – Пермь, 1992.

16.                       Этикетный диалог и необходимость обучения ему в школе. /Риторика // Русская словесность, 1998, №5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ

 

ПРИМЕРЫ

стилистического разнообразия синонимов, используемых в конкретных

речевых ситуациях

 

Абсолютно (см. абсолютный, радикально) – совсем, совершенно, в высшей степени, целиком (и полностью), всецело, вполне, предельно, исключительно, чрезвычайно, до смешного, буквально, вовсе, полное отсутствие, отнюдь, решительно, положительно.

 

Бандит (см. гангстер) – разбойник, (вооружённый) грабитель, налётчик, шпан(а), головорез, громила.

 

Виртуозный (см. артистический, классифицированный, технический) – доведённый до совершенства, совершенный, безошибочный, отточенный, мастерский, искусный, умелый, грамотный, сноровистый, на высоком уровне, со знанием дела, дать десять (сто) очков вперёд, заткнуть за пояс.

 

Завуалированный  ( см. вуалировать, замаскированный) – с(о)крытый, тайный, затаённый, внутренний, подспудный, потаённый, сокровенный, иносказательный, расплывчатый, туманный, смутный, невнятный, неопределённый, неясный, эзопов(ский) язык.

 

Идеология (см. кредо, принцип, философия) – (сословное) мировоззрение (миропонимание, миросозерцание, взгляды  (на жизнь/вещи), преставления, воззрения, убеждения, исповедание, точка зрения, образ мыслей.

 

Комплексовать (см. нервничать) – ощущать (свою) неполноценность (непригодность, недостойность), считать себя неполноценным, прибедняться, петь Лазаря, плакаться, рюмиться, хныкать, распустить нюни, недооценивать себя, не знать себе цену, ни во что себя не ставить, смущаться, переживать, волноваться, в растрёпанных чувствах, бывают в жизни огорчения, вместо хлеба ешь печенье, всё пустяки в сравнении с вечностью.

 

Политик (-ичный) (см. дипломат) – государственный (международный, общественный) деятель, душевед, с подходом, обходительный, любезный, тонкий, расчётливый, тонко рассчитанный, предусмотрительный, умелый (в обращении), ловкий, уклончивый.

 

Рекомендоваться (см. квалифицировать, зарекомендовать, характеризовать) – (при)советовать, (по)давать совет(ы), цэушничать, научить, надоумить, хвалить, указывать, предлагать, я бы на вашем месте, целесообразно, стоит, имеет смысл, (благо)разумно, знакомить(ся), представлять(ся), назваться.

 

Секунд(очк)а (см. минута, момент) – в (миг), мгновения, чуть-чуть, уток, малёк, (в настоящее) время, с той поры (того дня, часа), отныне, до тех пор, (как раз) тогда, тут, сейчас, щас, теперь, нын(ч)е, как только, едва, вот-вот, глазом не успел моргнуть.

Hosted by uCoz