ПАМЯТКА

по ведению спора

 

1.           Уважение к точке зрения партнера, стремление его понять.

2.           Готовность отказаться от личных амбиций ради интересов общего дела, умение взглянуть на проблему с точки зрения партнера, объективный подход к решению проблемы (необходимо в дискуссии).

3.           Равная безопасность – запрещение унижать или высмеивать партнера, применять психологические способы давления на него (запрещенные приемы).

4.           Обсуждать можно только тот вопрос, в котором хорошо разбираются обе стороны. Не спорить о слишком близком (затрагивает интересы сторон) и слишком далеком (об этом трудно судить).

5.           Необходимо согласовать с оппонентом предмет спора и порядок ведения полемики.

6.           Точно придерживаться обсуждаемого вопроса, не уходить от предмета обсуждения. Вести спор вокруг главного, не размениваться на частности.

7.           Не допускать приемы психологического давления: переход «на личности», обвинение партнера в недостойных мотивах ведения спора и др.

8.           Занимать определенную позицию. Проявлять принципиальность, но не упрямство.

9.           Соблюдать этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность.

10.      Победитель не должен показывать свое торжество.

11.      Не следует заставлять партнера открыто признать свою неправоту. 

12.      Побежденный должен сохранять чувство собственного достоинства, поблагодарить оппонента за полезный разговор.


СЦЕНАРИЙ ВЕДЕНИЯ ПОЛЕМИКИ

 

1.           Ведущий называет тему обсуждения, представляет его участников, объявляет регламент выступлений.

2.           Выступление первого оппонента с убеждающей речью.

3.           Вопросы к нему членов противоположной команды.

4.           Выступление второго оппонента с опровержением или возражением.

5.           Вопросы к нему.

6.           Заключительное выступление первого оппонента.

7.           Убеждающая речь второго оппонента.

8.           Вопросы к нему.

9.           Выступление первого оппонента с опровержением или возражением.

10.      Вопросы к нему.

11.      Заключительное выступление второго оппонента.

12.      Эксперты оценивают обоснованность позиции каждой из сторон.

13.      Ведущий подводит итог обсуждения.

ЯЗЫКОВЫЕ ФОРМУЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1.     «Действительно, эти события происходили, однако…».

2.     «Вы, конечно правы, но позволяет ли это делать вывод о …».

3.     «Все это, конечно так, но не получается ли здесь у нас круга?».

4.     «Вы правы, но если взглянуть с другой стороны, то …».

5.     «Хотелось бы принять ваш довод, но информация, которой я располагаю …».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ В КОМАНДНОМ СПОРЕ

 

1.     Ораторское искусство лидера каждой команды.

2.     Логичность и убедительность каждого довода.

3.     Качество опровержения.

4.     Вопросы обеих команд.

5.     Сплоченность каждой команды.

6.     Этическое поведение участников спора и тон ведения полемики.

7.     Использование тактики и приемов ведения полемики.

8.     Использование уловок и их нейтрализация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРЕ

 

 

1.     Сохраняет хладнокровие.

2.     Абсолютная уверенность в своей правоте при изначальной готовности изменить свою точку зрения.

3.     Иметь представление обо всем в ходе спора.

4.     Абсолютное убеждение в намерение отыскать истину.

5.     Придерживаться только одного тезиса.

6.     Не говорить о неправоте оппонента; осведомляться правильно ли его понимают.

7.     Сохранять уважительное отношение к оппоненту и его точке зрения.

8.      Помогать оппоненту придерживаться тезиса.

9.     Резюмировать каждую мысль, демонстрировать свою заинтересованность и внимание.

10.                       НЕ! давать советов и рекомендаций.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ТЕХНИКИ СПОРА

 

1.     Определить вид спора

По мотивам и целям

Спор из-за истины

Для убеждения кого-либо

Для победы

Спор ради спора

По социальной значимости проблемы

Общечеловече

ские интересы

Национальные интересы

Интересы социальных слоев

Групповые интересы

Семейные интересы

Личные интересы

По количеству участников

Монолог

Диалог (спор двух)

Полилог (спор команд)

 

 

Спор при слушателях

Спор без слушателей

2.     Характеристика предмета спора: актуальность предмета, способы выделения предмета спора, характеристика компетентности каждой стороны в споре.

3.     Определить Тезис и Контртезис.

4.     Характеристики основных качеств участников спора: заинтересованность, конструктивность, компромисс, рефлексия, толерантность, умение слушать, умение держать тезис, лабильность, гибкость мышления, культура речи.

5.     Приемы защиты в споре: ирония, юмор, сатира, убийственный аргумент, контрвопрос, оттягивание ответа, аргумент к авторитету.

  1. Уловки: дозволенные и недозволенные.
Hosted by uCoz