УПРАЖНЕНИЯ

по совершенствованию умения продумать, составить и произнести небольшую речь.

 

Упражнение 1.

Во Франции существует закон, по которому за употребление иностранных слов в официальных документах налагается штраф. У нас такого закона нет.

Что вы думаете о целесообразности его введения?

 

Упражнение 2.

Используя выявленный принцип, придумайте слова, с помощью которых можно емко обозначить современный проблемы, идеи, факты, вещи.

 

Упражнение 3.

Тема вашей будущей речи: «Не могу помыслить себя где-нибудь, кроме России» (М. Салтыков-Щедрин).

Подберите цепочки эпитетов к словам родина, Россия, земля, дом. Используйте синонимические и антонимические средства для комбинации эпитетов. 

 

Упражнение 4.

Попробуйте развить метафору А. Чехова: В семейной жизни самый важный винт – это любовь.

 

Упражнение 5.

Сконструируйте концовку речи представителя объединения «молодые интеллектуалы России» по схеме:

Мы верим в интеллект, потому что…

Мы верим в интеллект, потому что…

Мы верим в интеллект, потому что…

Победа будет за интеллектом, если…

Используйте изобретённый вами фрагмент речи в торжественной тональности. Паузы, логические и эмоциональные ударения, должны быть выверенными. Используйте размеренный темп речи в соединении с ритмическим жестом. Ориентируйте речь на молодежную  аудиторию.


Упражнение 6.

Афористичное парадоксальное высказывание – средство украшения речи. Проанализируйте список авторских афоризмов. Опишите языковые явления, лежащие в основе каждого высказывания.

«Вкратцы»

·        Сколько пут свито из путеводных нитей!

·        В азбуке революции все согласны.

·        Лицо, обезображенное мыслью.

·        Чтобы идею довести до абсурда, достаточно сделать её руководящей.

·        Панегирик – это некролог для живых.

·        Лидируя, легко отбираться от стада.

·        Беззаветно преданный друзьями.

Юрий Базылев

Задание: методом  подражания сконструируйте краткие и меткие высказывания.

 

Упражнение 7. Совершенствование речевой культуры.

Проанализируйте выборку высказываний, извлечённых из речи парламентариев. Охарактеризуйте правильность, уместность, точность, ясность каждого высказывания.  

 

Упражнение 8.

Прочитайте текст. Выпишите те средства, которые, по замыслу автора, должны оказать воздействие на аудиторию. Охарактеризуйте эти средства.

Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. Чему ещё можно уподобить чистое сердце? Пламенеющему огню. Как в огне очищается золото, освобождается от ржавчины металл, покрытый ею, так и в чистом сердце сгорают греховные искушения и соблазны. Нередко от одного общения с носителем чистого сердца перерождается испорченная грязная душа и становится на путь новой христианской жизни. 

Ещё какое сравнение может быть для чистого сердца? Оно подобно чистой воде: чистая вода не имеет в себе никакой скверны, она освежает каждого жаждущего; она приятна и сладка тому, кто её жаждет. В чистой воде ясно отражаются небо и солнце. И чистое сердце влечёт к себе, и мы видим, как в нём отражается небо, видим в нём печать Божией красоты, печать Духа святого, носителями которых являются святые люди (фрагмент проповеди). 


Упражнение 9.

Из «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина выпишите десять (и более) остроумных изречений. Распределите их тематически. Охарактеризуйте языковые средства создания комического. В дальнейшем ведите картотеку изречений.

 

Упражнение 10.

Вы решили создать клуб настоящих друзей на конвенциональной основе. Членом клуба становится тот, кто отвечает уставному определению. Ваша задача – выбрать это определение. Каждый из присутствующих выдвигает свой вариант. Доверенное лицо систематизирует определения, выделяя общие составляющие. Особые параметры определения отклоняются или принимаются в процессе обсуждения.

 

Упражнение 11.

Прочитайте данное Аристотелем определение богатства, предполагающее обладание предметами владения и пользование ими.

Составными частями богатства являются обилие монеты, обладание землей и недвижимой собственностью, а также множеством стад и рабов, рослых и красивых.

Дайте критику этого определения.

 

Упражнение 12.

Выберите одно из определений, извлечённых из «Словаря парадоксальных явлений» В. Кротова. Подтвердите это определение логически (аргументировано) и фактологически (иллюстративно). Используйте индуктивное расположение мысли: от аргумента факта к определению.

ДЕМОКРАТИЯ

– самый худший вид правления, не считая остальных.

Леонид Радзиховский

– система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства.

Алексндр Круглов

– такая форма правления, при которой каждый человек получает право стать своим собственным угнетателем.

Джеймс Лоуэлл

– теория, в соответствии с которой два вора украдут меньше, чем один; три – меньше, чем два; четыре – меньше трёх и так далее до бесконечности.

Генри Менкен

– теория, согласно которой простые люди знают, что им надо, и заслуживают получить всё сполна.

 Генри Менкен

– это государственное устройство страны, показывающее, что стоит её народ.

ВК

 

– это когда ещё не знают, кого слушаться, но  уже знают, кого не слушаться.

Л. Леонидов

– это когда люди управляют людьми во имя людей.

Авраам Линкольн

– это когда политику делают не в кабинетах, а с телеэкранов.

Леонид Радзиховский

– это необходимость мириться с тем, что управляют нами не герои.

Томас Карлейль

– это непрестанный выбор.

Иван Рыбкин 

– это право на индивидуальность.

Илья Шевелев

– это термин, с которым обращаются к народу каждый раз, когда в нём нуждаются.

Р. де Фаер

– это то, что в данное время удобнее.

Неизв.

 

Упражнение 13.

Выберите одно из парадоксальных определений. Сконструируйте впечатляющий пример. Применив позволительную уловку «очевидец» (по С.И. Поварину), расположите материал по схеме: пример   ––    и я понял(а): действительно, леди / джентльмен – это

 

ЛЕДИ

– женщина, создающая такие условия, при которых мужчине остается  лишь одно – быть джентльменом.

 Неизв.

– это женщина, которая делает мужчину похожим на джентльмена.

 Рассел Лайнс

ДЖЕНТЛЬМЕН

– это человек, который способен  стать неприятным без того, чтобы быть им.

 Неизв.

– это человек, совершающий поступки, недостойные джентльмена , но делающий это так, как может делать только джентльмен.

Б. Честер

– это человек, у которого все качества святого, кроме святости.

Хьюз Кингсмилл

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ

– это те мужчины, а чаще всего женщины, что  никому ничем не обязаны.

Джордж Бернард Шоу

 

Упражнение 14. Совершенствование умения доказательства и аргументации.

Выберите одно из парадоксальных определений, которое можно оспорить. Подготовьте возражение:

Позволю себе возразить…

Остроумно (оригинально), но не точно. Попробую уточнить…

Возможно, N. прав, но для меня деньги – это всего лишь…

 

ДЕНЬГИ

– великий апостол равенства.

 Неизв.

– душа любви, войны и сцены.

Теофиль Готье

– мера цен, ставшая товаром.

 Александр Круглов

– нерв войны.

Франсуа Рабле

– помет дьявола.

 Габриэль Маркес

– превосходный случай на чем-нибудь поставить точку.

Иоганн Вольфганг Гёте

– хороший слуга, но плохой хозяин.

 Фрэнсис Бэкон 

– это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны.

Сомерсет Моэм

– это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека.

Карл Маркс

 

Упражнение 15.

Какой тон преобладает в жанре риторизованой характеристики? Опишите языковые средства, с помощью которых достигается емкость характеризации и формулируется точка зрения автора. Обозначьте главную черту личности Б. Окуджавы.

 

Булат Окуджава. Из характеристики. Он был внимателен к другим и часто столь же эгоцентричен, занят собой. Он был проницателен и доверчив. Он мог быть нежным и презрительным. Он был ироничен и сентиментален. Осмотрителен и наивен. Серьезен и смешлив. Кокетлив, добр, нетерпим и снисходителен. Он был наблюдателен и мог не замечать явного. Он был изящен, элегантен и одновременно подчеркнуто небрежен в одежде.

В нём сочетались любовь к общению и тяга к одиночеству.

К. Ваншенкин

 

Упражнение 16.

Прочитайте фрагмент из «Риторики» Аристотеля. Определите: главный тезис; сформулируйте сверхзадачу Аристотеля; задачи. Составьте карту топов. Какой из топов преобладает? Сделайте вывод о зависимости между жанром, темой текста и видом топов. Вы помните, что Аристотель определял риторику как искусство убеждать. Какой топ подтверждает это определение?

Черты, свойственные юности

… Возраст – это юность, зрелый возраст и старость. Делом случая я называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи, противоположные этим, и вообще удачу и неудачу. 

Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать желанию любовных наслаждений и не воздержанны относительно его. По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и скоро перестают желать; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они не могут совладать с гневом, ибо по своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными. Они любят почёт, но ещё больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: они совсем не корыстолюбивы, потому что ещё не испытали нужды.

Они не злы, а добродушны, потому что ещё не видели многих низостей. Они легковерны, потому что ещё не во многом были обмануты. Они исполнены надежд, потому что юноши так разгорячены природой, как люди упившиеся вином; вместе с тем они таковы, потому что ещё не во многом потерпели неудачу. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание – прошедшего; у юношей же будущее положительно, прошедшее же кратко. Их легко обмануть вследствие сказанного: они легко поддаются надежде. Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе – быть уверенными. Они великодушны. В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчётом; расчёт касается полезного, а добродетель – прекрасного. Юноши более, чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что находят удовольствие в совместной жизни и ни о чём не судят с точки зрения пользы, так что и о друзьях они судят так. Они во всём грешат крайностью и излишеством. Они считают себя всеведущими и утверждают это; вот причина, почему они всё делают чрез меру. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе. Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими. Они любят посмеяться и сказать острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие.

 

Упражнение 17.

Назовите известных вам людей, внешний облик которых может служить образом для подражания.

 

Упражнение 18.

Дайте краткую характеристику внешней стороны имиджа местного политика /преподавателя/ артиста.

 

Упражнение 19.

На материале предложенных преподавателем видеозаписей проведите опыт риторической диагностики.

Макет риторической диагностики

I. Вид обаяния и наличие возможностей воздействия на адресата

1.1. Внешние данные (взгляд, линия лба, улыбка, выражение лица, мимические жесты).

1.2. Динамический облик (темпоритм, поза, жесты, движение, направленность на адресата).

1.3. Тембровые возможности голоса.

1.4. Манера одеваться, стиль.

II. Уровень речевой культуры

2.1. Состояние языковой нормы; речевые ошибки, в том числе регионализмы.

2.2. Состояние этический нормы; этические и этикетные ошибки.

2.3. Состояние стилистической нормы; стилистические ошибки.

2.4. Мера речевой индивидуальности.

2.5. Техника речи.

III. Стратегические параметры речи

3.1. Заданность целевой установки.

3.2. Контактообразующие средства на фоне образа адресата.

3.3. Отбор речевых тактик, направленных на достижение коммуникативного результата.

 

Упражнение 20.

Определите основу языковой игры. Продолжите список вопросов.

-       Скажите, пожалуйста, что делать?

-       Скажите, пожалуйста, кто виноват?

-       Скажите, пожалуйста, что нас ждёт, если сделать шаг вперёд, а потом два шага назад.

-       Скажите, пожалуйста, сокол Жириновский – это что за птица?

-       Скажите, пожалуйста, о чём думают в Государственной думе?

-       Скажите, пожалуйста, где удобнее лечь: на рельсах или на шпалах?

-       Скажите, пожалуйста, где начало рыночного начала и где оканчивается его конец?

-       Скажите, пожалуйста, если процесс пошёл, то куда?

Упражнение 21.

Прочитайте текст. Составьте подобный по отказу кому-либо, в чем-либо.

Культура отказа

Когда детям предлагают наркотики – а это может случиться с каждым и неожиданно – ребята попадают в ситуацию выбора. И даже если выбор сделан не в пользу наркотика, а в пользу здоровья, могут возникнуть сложности с тем, как отказаться. Этому тоже нужно учиться.

Вот несколько вариантов отказа.

Конечно, можно просто решиться сказать «нет», но это не всегда легко и даже не всегда возможно.

Попадая в трудную ситуацию выбора (ведь отказ действовать как все сожжет означать для тебя отказ провести вечер в приятной компании, разрыв с любимым человеком, потерю друзей), ты можешь сослаться на то, что наркотики на тебя плохо действуют или тебе просто не нравится их цвет и запах.

Отказ с извинением (подобной универсальному водительскому «Я за рулём») может иметь следующие формы: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму», «Мне предстоит свидание» или даже высокомерно: «Такое дерьмо я не употребляю, мне бы что-нибудь получше». Вряд ли кто-то из ровесников предложит более качественный сорт наркотиков (обычно знакомство с наркотиками начинается с дешёвых суррогатов).

«Я уже» (этот ответ может поставить в тупик партнера: что, собственно, означает слово уже: «уже принял», или «уже завязал»?)…

 

Упражнение 22.

Изобретите мысль-Тезис отвечая на вопрос: кто я?

 

Упражнение 23. Совершенствование этикетной речевой культуры.

Оцените уместность и остроумие отговорок. Каков риторический потенциал данного речевого жанра? Какие отговорки не вписываются в российский культурный контекст?

Как отказаться от приглашения туда, куда не хочется идти?

·        Ты же знаешь, чем всё это кончается, а на следующий день мне к врачу – врач ещё подумает, что я алкоголик.

·        Я опять начал курить, да ещё больше чем раньше, так что тебе придётся сидеть весь вечер в дыму.

Как привести с собой в гости друзей, которых не звали?

·        Как, вы не знаете? Мы теперь всюду ходим только с телохранителями?

·        Эти люди пишут нашу биографию и везде нас сопровождают.

·        Ты так хорошо и много говоришь, что мы решили: пара людей все нам не помешает.

Как не платить в ресторане?

·        Конечно, я заплачу. Просто я – ресторанный критик, и обычно ужин проходит за счёт заведения.

·        Я – санитарный инспектор, и если я заплачу, то счёт мне надо будет предъявить в нашу бухгалтерию, а это значит, что я должен был обследовать и вашу кухню. Забудьте, а я лучше приеду в следующий раз, когда вы лучше подготовитесь.

Как извиниться, если вы накричали на человека ни за что?

·        Извините, я меня язва, а врач посоветовал не держать в себе то, что накипело, расслабляться, так что это было чисто лечебное мероприятие.

Как отбиться от соседей, которые жалуются, что ваша собака лает?

·        Я уже все методы перепробовал – ничего не помогает. У меня есть винтовка, но не хватает смелости. Может, вы сами попробуете?

Как пройти без очереди?

·        Простите, но меня только на два дня отпустили их тюрьмы, я не могу тратить время на стояние в очередях.

Как выкрутиться перед гостями, если у вас в квартире давно не было ремонта:

·        Зато не ограбят.

·        Мы пригласили модного дизайнера, и вот что получилось.

Как без ущерба для своей репутации объяснить, что у вас нет денег?

·        Я не хочу жить в постоянном страхе – либо убьют, либо ограбят, либо похитят.

·        Чем больше я буду зарабатывать, тем больше придется отдавать бывшей жене.

Как объяснить, почему вы толстый?

·        Что вы, в Америке это сейчас ужасно модно!

Как отбиться от упреков, что вы долго не женитесь (не выходите замуж)?

·        Я не могу жениться раньше старшего брата (сестры), это семейная традиция. А он (она) ушел в монастырь.

·        Зато это единственная гарантия того, что не придется разводиться.

Как оправдаться, если уличили в измене?

·        Было темно, я думал, что это ты.

Как объяснить тот прискорбный факт, что вы курите?

·        Надо же иметь хоть один недостаток.

·        Это неверно. Мне надо делать что-то ртом и руками. У тебя есть другие варианты?

Как выкрутиться, если вы соврали?

·        Правду я оставлю для мемуаров.

Как запретить гостям курить?

·        Пожалуйста, курите, только не выдыхайте дым.

·        У нас очень чувствительная пожарная сигнализация – в любой момент нас может залить водой.

Как оставить гостей без угощения?

·        Какой смысл готовить, если все на диете?

·        Подумайте о людях, которые умирают с голоду.

·        Чем меньше закуски, тем быстрее все опьянеют, тем меньше выпьют. Уже хорошо для всеобщего здоровья.

Как оправдаться, если вы опоздали на работу?

·        Ужас! Весь квартал оцеплен, никого не выпускают, даже телефоны отключили. Видимо, крупная рыба попалась!

·        Я не опоздал, а задержался. Я борюсь за чистоту воздуха. Если все выезжают в одно время, образуются пробки. Зачем попусту жечь бензин?

·        Я просто хотел выяснить, насколько вы инициативны и сможете ли начать работать без меня.

 

Упражнение 24. Прочитать текст и подумать о соотношении уместности и юмора.

Хорошая новость

Один молодой писатель отправился «Красной стрелой в известное путешествие из Петербурга в Москву. Проснувшись ни свет ни заря, он тихонько покинул своё купе, чтобы полюбоваться мелькавшими за окном подмосковными видами.

В коридоре над его головой тихонько зудело уже пробудившееся радио. Но как ни ничтожен был звук у репродуктора, писатель чутким ухом уловил совершено потрясшую его новость – наконец-то скинули и разоблачили Берию.

Первым побуждением писателя было заорать на весь вагон. Но потом он решил на радостях сыграть шутку с ничего не ведающими попутчиками. Писатель вернулся в купе и, ерзая, как на иголках, с трудом дождался, когда его соседи начали просыпаться. А затем невинным тоном, но нарочно в полный голос, осведомился:

– Скажите, а вы никогда не замечали, что у нашего замечательного Лаврентия Павловича физиономия совершенно законченного подлеца? И по глазам даже за пенсне видно, что он сластолюбец и редкостный развратник.

Соседи по купе онемели. Кто-то схватился за сердце, кто-то дрожащей рукой утер со лба холодный пот.

А шутник продолжал:

– Не удивлюсь, если выяснится, что у него руки по локоть в крови. И вообще таких отпетых мерзавцев свет не видел!..

Тут попутчики писателя, толкаясь в дверях, начали выскакивать в коридор. А он, оставшись один, чуть не плакал от смеха.

К Москве, конечно, все узнали правду. И писателя за его дурацкую шутку едва не побили. К счастью, кто-то вспомнил, что в древности вестников убивали только за плохие новости.

Д. Иванов (из книги «Легенды и мифы древнего СССР»)

 

Hosted by uCoz