Занятие 1
Истоки риторики. Риторические
идеалы русского красноречия. Риторика как наука, искусство и практическая
дисциплина.
1.
Подготовить
выступление в жанре представления.
2.
Подготовить
сообщения на 5 – 7 минут о: Сократе, Демосфене, Платоне, Аристотеле и Цицероне.
3.
Подготовить
сообщение на 5 – 7 минут по книге Цицерона «Оратор» из главы «Суждения о
красноречии».
Таблица сравнения
риторических эпох.
№ |
Аристотель V – IV в. до н.э. Древняя Греция |
Квинтилиан
I в. до н.э. Древний Рим |
Неориторика XX – XXI
вв. |
1 |
Замысел речи – инвенция |
Кто? – Оратор Что? – Содержание речи. Кому? – Аудитория
(слушатели). Зачем? – Целеполагание. Как? – Средства и способы
реализации замысла. Когда? – Время (ситуация
общения). |
Оратор |
2 |
Расположение – диспозиция |
Аудитория |
|
3 |
Словесное выражение –
элокуция |
Ситуация |
|
4 |
Запоминание речи – мемориа |
|
|
5 |
Произнесение речи – акция |
|
Занятие 2
Технология создания речи.
Риторический анализ текста.
Этос,
Логос, Пафос – «краеугольные камни» риторических систем. От замысла, целеполагания
– к выбору тактических средств: композиция, логика построения и словесное
оформление.
Индивидуальные
задания:
1.
Риторический
анализ статьи «О путях России» И.А. Ильина.
2.
Риторический
анализ газетной (журнальной) статьи по выбору.
Для самостоятельной работы:
1.
Определить и
сформулировать Тезис, задачи и сверхзадачу в текстах: Г.Померанц
«Нравственный облик личности», Д.Лихачев «О памяти».
2.
Подготовить
публичное выступление по статьям (на выбор) в журналах «Вокруг света», «Наука и
жизнь», «Русский язык в школе».
Занятие 3
Речевая культура – основа
ораторского мастерства.
Выбор
языковых, речевых и риторических средств в соответствии
с целеполаганием, адресатом и конкретной речевой ситуацией. Систематизация
представлений о речекультурных качествах речи: правильность,
нормативность, точность, уместность, выразительность, богатство,
эмоциональность.
1.
Составить таблицу
синонимов.
2.
Составить словарь
наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
3.
Проанализировать
собственный речекультурный уровень.
4.
Завести личный толковый
словарь.
5.
Завести
собственный фразеологический словарь, систематически пополняя его.
Занятие 4
Риторические характеристики
функциональных стилей.
1.
Составить 5
текстов в 5 разных стилях на одну общую тему. Пример: о будущей профессии, о
живой природе, о смысле жизни и т.д.
2.
Сделать
стилистический анализ образцов-текстов.
Индивидуальные задания:
1.
Определить в
собственной устной речи характерные признаки стилей.
2.
Составить словарь
относящихся к профессии словосочетаний в разных стилях языка и определить
ситуации их употребления.
Тексты:
- из газет: «Литературная
газета», «Труд»,
- из журналов: «Наука и
жизнь», «Вокруг света», «Русский язык в школе»,
- из сборника Н.Е.
Богуславской, Н.А.Купиной «Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и
риторике».
Занятие 5
Педагогическая риторика. Сила
словесного воздействия.
1.
В чем выражается
педагогическая риторика?
2.
Что регулирует
педагогическая риторика?
3.
Определить дидактическую
роль в учительной речи.
4.
Сделать
сравнительный анализ по двум образцам речей о Л.Н.Толстом: речь экскурсовода
дома-музея Л.Н.Толстого в Ясной поляне и слово учителя на уроке литературы.
5.
Проанализировать
отрывки из литературных произведений: В.Тендряков «За бегущим
днем» и «Шестьдесят свечей», А.Аверченко «Записки простодушного», В.Крапивин
«Колыбельная для брата», А.Чехов «Учитель», Ю.Яковлев «Автопортрет»,
В.Ключевский «Соловьев как преподаватель».
1.
педагогическую
ситуацию.
Занятие 6
Педагогические аспекты спора.
Риторические регламентации.
1.
Определить
специфические параметры спора в педагогической риторике.
2.
Подобрать и
изложить аргументы «за» и «против» по цитате В.Шекспира «Как много зла нам
доброта творит».
Индивидуальные задания:
1.
Составить Памятку
по ведению спора в ситуациях педагогического общения.
2.
Проанализировать
отрывок из литературного произведения.
Тексты:
- А.Чехов «Учитель
словесности»,
- В.Шукшин «Срезал»,
- Ф.Достоевский «Бесы»,
«Преступление и наказание»,
- Д.Гранин
«Иду на грозу»,
- А.Макаренко «Педагогическая
поэма».
Занятие 7
Риторические жанры в
педагогическом общении.
1.
Понимание «жанра»
в педагогической риторике.
2.
Показать и
доказать целесообразность жанровой организации педагогического общения.
3.
Сделать анализ выбранного жанра по схеме:
ситуация – автор – адресат – цель – жанр (таблица в приложении).
Индивидуальные задания:
1.
Составить Таблицу
жанров употребляемых в педагогическом общении.
2.
Составить речь в
определенном жанре (например: слово о, впечатление, рассуждение, комплимент и
т.д.).
Тексты:
- М.Бахтин «Проблема речевых
жанров»,
- С.Минеева «Жанры в
образовательной деятельности».
Занятие 8
Оратор и аудитория.
Воздействие и взаимодействие.
1.
Сделать оценку
собственных ораторских данных.
2.
Определить
ораторский тип телеведущих, других публичных личностей.
3.
Подготовить
сообщение от малых групп по темам: «Что такое ораторская лихорадка. Причина и
пути преодоления», «Трудности общения с людьми. Причина и пути преодоления»,
«Языковое и речевое развитие и доразвитие.
Особенности, пути и задачи».