Занятие 1

Истоки риторики. Риторические идеалы русского красноречия. Риторика как наука, искусство и практическая дисциплина.

 

1.     Подготовить выступление в жанре представления.

2.     Подготовить сообщения на 5 – 7 минут о: Сократе, Демосфене, Платоне, Аристотеле и Цицероне.

3.     Подготовить сообщение на 5 – 7 минут по книге Цицерона «Оратор» из главы «Суждения о красноречии».

Таблица сравнения риторических эпох.

Аристотель

VIV в. до н.э. Древняя Греция

Квинтилиан

I в. до н.э.

Древний Рим

Неориторика

XXXXI вв.

1

Замысел речи – инвенция

Кто? – Оратор

Что? – Содержание речи.

Кому? – Аудитория (слушатели).

Зачем? – Целеполагание.

Как? – Средства и способы реализации замысла.

Когда? – Время (ситуация общения).

Оратор

2

Расположение – диспозиция

Аудитория

3

Словесное выражение – элокуция 

Ситуация

4

Запоминание речи – мемориа

 

5

Произнесение речи – акция

 

 

Занятие 2

Технология создания речи. Риторический анализ текста.

 

Этос, Логос, Пафос – «краеугольные камни» риторических систем. От замысла, целеполагания – к выбору тактических средств: композиция, логика построения и словесное оформление.

Индивидуальные задания:

1.     Риторический анализ статьи «О путях России» И.А. Ильина.

2.     Риторический анализ газетной (журнальной) статьи по выбору.

Для самостоятельной работы:

1.     Определить и сформулировать Тезис, задачи и сверхзадачу в текстах: Г.Померанц «Нравственный облик личности», Д.Лихачев «О памяти».

2.     Подготовить публичное выступление по статьям (на выбор) в журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Русский язык в школе».

 

Занятие 3

Речевая культура – основа ораторского мастерства.

Выбор языковых, речевых и риторических средств в соответствии с целеполаганием, адресатом и конкретной речевой ситуацией. Систематизация представлений о речекультурных качествах речи: правильность, нормативность, точность, уместность, выразительность, богатство, эмоциональность.

 

1.     Составить таблицу синонимов.

2.     Составить словарь наиболее часто встречающихся речевых ошибок.

3.     Проанализировать собственный речекультурный уровень.

4.     Завести личный толковый словарь.

5.     Завести собственный фразеологический словарь, систематически пополняя его.

 

Занятие 4

Риторические характеристики функциональных стилей.

 

1.     Составить 5 текстов в 5 разных стилях на одну общую тему. Пример: о будущей профессии, о живой природе, о смысле жизни и т.д.

2.     Сделать стилистический анализ образцов-текстов.

Индивидуальные задания:

1.     Определить в собственной устной речи характерные признаки стилей.

2.     Составить словарь относящихся к профессии словосочетаний в разных стилях языка и определить ситуации их употребления.

Тексты:

- из газет: «Литературная газета», «Труд»,

- из журналов: «Наука и жизнь», «Вокруг света», «Русский язык в школе»,

- из сборника Н.Е. Богуславской, Н.А.Купиной «Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике».

 

Занятие 5

Педагогическая риторика. Сила словесного воздействия.

 

1.     В чем выражается педагогическая риторика?

2.     Что регулирует педагогическая риторика?

3.     Определить дидактическую роль в учительной речи.

4.     Сделать сравнительный анализ по двум образцам речей о Л.Н.Толстом: речь экскурсовода дома-музея Л.Н.Толстого в Ясной поляне и слово учителя на уроке литературы.

5.     Проанализировать отрывки из литературных произведений: В.Тендряков «За бегущим днем» и «Шестьдесят свечей», А.Аверченко «Записки простодушного», В.Крапивин «Колыбельная для брата», А.Чехов «Учитель», Ю.Яковлев «Автопортрет», В.Ключевский «Соловьев как преподаватель».

1.     педагогическую ситуацию.

 

Занятие 6

Педагогические аспекты спора. Риторические регламентации.

 

1.     Определить специфические параметры спора в педагогической риторике.

2.     Подобрать и изложить аргументы «за» и «против» по цитате В.Шекспира «Как много зла нам доброта творит».

 

Индивидуальные задания:

1.     Составить Памятку по ведению спора в ситуациях педагогического общения.

2.     Проанализировать отрывок из литературного произведения.

Тексты:

- А.Чехов «Учитель словесности»,

- В.Шукшин «Срезал»,

- Ф.Достоевский «Бесы», «Преступление и наказание»,

- Д.Гранин «Иду на грозу»,

- А.Макаренко «Педагогическая поэма».

 

Занятие 7

Риторические жанры в педагогическом общении.

 

1.     Понимание «жанра» в педагогической риторике.

2.     Показать и доказать целесообразность жанровой организации педагогического общения.

3.      Сделать анализ выбранного жанра по схеме: ситуация – автор – адресат – цель – жанр (таблица в приложении).

 

Индивидуальные задания:

1.     Составить Таблицу жанров употребляемых в педагогическом общении.

2.     Составить речь в определенном жанре (например: слово о, впечатление, рассуждение, комплимент и т.д.).

Тексты:

- М.Бахтин «Проблема речевых жанров»,

- С.Минеева «Жанры в образовательной деятельности».

 

Занятие 8

Оратор и аудитория. Воздействие и взаимодействие.

 

1.     Сделать оценку собственных ораторских данных.

2.     Определить ораторский тип телеведущих, других публичных личностей.

3.     Подготовить сообщение от малых групп по темам: «Что такое ораторская лихорадка. Причина и пути преодоления», «Трудности общения с людьми. Причина и пути преодоления», «Языковое и речевое развитие и доразвитие. Особенности, пути и задачи».

 

Hosted by uCoz