ПРИТЧА    КАК   ШКОЛА   КРАСНОРЕЧИЯ

     

            На притчу ума не напасешься

 

                                                           Притча – это искусство слова попадать в сердце

 

                                                           Действующие лица притчи предстают перед нами не

                                                           как объекты художественного наблюдения, но как

                                                           субъекты этического выбора. Речь идет о подыскании

                                                           ответа к заданной задаче (поэтому притча часто

                                                           перебивается  обращением к слушателям или читателю

                                                           с вопросом: «как, по – твоему, должен поступить

                                                           такой – то?».

                                                                                                                      С.С.Аверинцев

 

 

Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею». Действительно, использование притчи делает речь яркой, образной, поучительной. Это особенно важно  для  студента - гуманитария, который в своей профессиональной педагогической деятельности выступает не только как информатор, но и как рассказчик, толкователь. Будущий учитель должен  быть повествователем, развивать  способности к  анализу, импровизации и рассуждению. Притча в этом плане предоставляет большие возможности. В античные времена притча в число «прогимнасм» - подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ораторскому мастерству. Целью занятий такими упражнениями было подготовить ученика к использованию притчи как средства аргументации в публичной речи.  Этот жанр продолжал существовать и развиваться  не только во времена античности и средневековья, но и  в  XVIII и XIX веках.  Так, Л.Н. Толстой в «Азбуке» особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя -  педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания.

Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и  художественной  формы, но и в доступности для любого слушателя. Притча легко запоминается, прочно держится в памяти, является великолепным  материалом для аргументации  и  украшения  речи. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать  и на ум, и на чувства слушателей.

Притчи можно использовать в самых разных ситуациях общения: в публичном выступлении, в качестве обоснования в споре, в беседе, дискуссии, и , что важно для педагогического общения, в разрешении конфликтных ситуациях.

Что такое притча? Это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает из притчи сам ( или не извлекает),  следует (или не следует) наставлениям, не случайно В.И. Даль толкует притчу как « поучение в примере»

Слово притча имеет древнеславянское происхождение и два, дополняющих друг друга значения:        случай (сравним при – текать и с – течение) и указатель пути (древнее значение слова  «течь» - идти, двигаться), следовательно, прит - ча – это что – то необходимое  «при пути», а путь, как известно, непреходящий символ человеческой жизни. Таким образом, событие (фабула) притчи неотделимо от порождаемого им же самим  морально – нравственного напутствия. Притча заставляет думать, рефлексировать, понимать свои чувства и поступки,  разбираться в сложностях человеческих отношений, становиться  лучше.  Притча  учит  нравственности.

Сегодня, к сожалению, студенты плохо знакомы с притчей как речевым жанром, его особенностями;   не умеют  рассказать притчу в той или иной ситуации общения, не использует всех ее преимуществ.    А ведь сколько творческих возможностей  таит притча!

Притча характеризуется по следующим  параметрам:

- определение предметного плана;

- целевое назначение;

- расположение материала;    

- стиль изложения

Какие компетенции  (коммуникативно – речевые  умения) приобретаются в процессе работы над притчей?  Каждая притча превращается в риторическую ситуацию, требующую смыслового разрешения, где и отрабатываются  оптимальные приемы формирования и формулирования высказываний и речевого поведения.  Формируются следующие умения

-способность к анализу речевой ситуации;

- способность к моделированию ситуации

- способность к самоанализу и риторическому анализу;

- умение формировать риторическую задачу;

- способность анализировать  данный речевой жанр по определенным параметрам;

- умение создавать текст в соответствии с его жанровыми особенностями;

- умение вводить разновидности притчи в другие жанры;

- способность к оцениванию созданного текста, эффективности его использовании;

- способность к предметному размышлению.

 

Главной задачей при организации обучения притче  является развитие личности, понимание ею всей ценности языка и речи.                 

 

Технология работы над притчей

 

-внимательно прочесть, подумать;

-вывести мораль из притчи;

-возвести к древности;

-сократить притчу;

-смоделировать ситуации применения притчи;

-ввести притчу в высказывание;

-опровергнуть или аргументировать поучительную мысль.

 

РИТОРИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

1.Внимательно прочесть притчу.

2.Сделать логико–семантический разбор ( толкование).

3.Определить и сформулировать нравственную формулу (максиму).

Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:

-Можно я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит:

-Выбирай.

Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: каких только здесь нет крестов: и маленькие, и большие, и средние, и тяжелые, и легкие. Долго ходил человек по хранилищу, выискивал крест по своим силам, и, наконец, нашел такой, который его полностью устраивал, подошел к Богу и говорит:

-Боже, можно взять этот?

-Можно, - ответил Бог. – Это твой собственный и есть.

 

 

Hosted by uCoz