ПРИТЧА
КАК ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ
На притчу ума не напасешься
Притча – это искусство слова
попадать в сердце
Действующие лица притчи предстают перед нами не
как объекты художественного наблюдения, но как
субъекты этического выбора. Речь идет о подыскании
ответа к заданной задаче (поэтому притча часто
перебивается обращением к слушателям или читателю
с вопросом: «как, по – твоему, должен поступить
такой – то?».
С.С.Аверинцев
Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею». Действительно, использование притчи делает речь яркой, образной, поучительной. Это особенно важно для студента - гуманитария, который в своей профессиональной педагогической деятельности выступает не только как информатор, но и как рассказчик, толкователь. Будущий учитель должен быть повествователем, развивать способности к анализу, импровизации и рассуждению. Притча в этом плане предоставляет большие возможности. В античные времена притча в число «прогимнасм» - подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ораторскому мастерству. Целью занятий такими упражнениями было подготовить ученика к использованию притчи как средства аргументации в публичной речи. Этот жанр продолжал существовать и развиваться не только во времена античности и средневековья, но и в XVIII и XIX веках. Так, Л.Н. Толстой в «Азбуке» особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя - педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания.
Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Притча легко запоминается, прочно держится в памяти, является великолепным материалом для аргументации и украшения речи. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.
Притчи можно использовать в самых разных ситуациях общения: в публичном выступлении, в качестве обоснования в споре, в беседе, дискуссии, и , что важно для педагогического общения, в разрешении конфликтных ситуациях.
Что такое притча? Это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает из притчи сам ( или не извлекает), следует (или не следует) наставлениям, не случайно В.И. Даль толкует притчу как « поучение в примере»
Слово притча имеет древнеславянское происхождение и два, дополняющих друг друга значения: случай (сравним при – текать и с – течение) и указатель пути (древнее значение слова «течь» - идти, двигаться), следовательно, прит - ча – это что – то необходимое «при пути», а путь, как известно, непреходящий символ человеческой жизни. Таким образом, событие (фабула) притчи неотделимо от порождаемого им же самим морально – нравственного напутствия. Притча заставляет думать, рефлексировать, понимать свои чувства и поступки, разбираться в сложностях человеческих отношений, становиться лучше. Притча учит нравственности.
Сегодня, к сожалению, студенты плохо знакомы с притчей как речевым жанром, его особенностями; не умеют рассказать притчу в той или иной ситуации общения, не использует всех ее преимуществ. А ведь сколько творческих возможностей таит притча!
Притча характеризуется по следующим параметрам:
- определение предметного плана;
- целевое назначение;
- расположение материала;
- стиль изложения
Какие компетенции (коммуникативно – речевые умения) приобретаются в процессе работы над притчей? Каждая притча превращается в риторическую ситуацию, требующую смыслового разрешения, где и отрабатываются оптимальные приемы формирования и формулирования высказываний и речевого поведения. Формируются следующие умения
-способность к анализу речевой ситуации;
- способность к моделированию ситуации
- способность к самоанализу и риторическому анализу;
- умение формировать риторическую задачу;
- способность анализировать данный речевой жанр по определенным параметрам;
- умение создавать текст в соответствии с его жанровыми особенностями;
- умение вводить разновидности притчи в другие жанры;
- способность к оцениванию созданного текста, эффективности его использовании;
- способность к предметному размышлению.
Главной задачей при организации обучения притче является развитие личности, понимание ею всей ценности языка и речи.
Технология
работы над притчей
-внимательно
прочесть, подумать;
-вывести
мораль из притчи;
-возвести
к древности;
-сократить
притчу;
-смоделировать
ситуации применения притчи;
-ввести
притчу в высказывание;
-опровергнуть или аргументировать поучительную мысль.
РИТОРИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
1.Внимательно прочесть притчу.
2.Сделать логико–семантический
разбор ( толкование).
3.Определить и сформулировать
нравственную формулу (максиму).
Одному человеку казалось, что он живет
очень тяжело. И пошел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и
попросил у него:
-Можно я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой,
завел его в хранилище, где были кресты, и говорит:
-Выбирай.
Зашел человек в хранилище, посмотрел и
удивился: каких только здесь нет крестов: и маленькие, и большие, и средние, и
тяжелые, и легкие. Долго ходил человек по хранилищу, выискивал крест по своим
силам, и, наконец, нашел такой, который его полностью устраивал, подошел к Богу
и говорит:
-Боже, можно взять этот?
-Можно, - ответил Бог. – Это твой
собственный и есть.