Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Нижнетагильский педагогический колледж № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

«Практическая риторика»

 

 

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

0301     «Математика»

0302     «Русский язык и литература»

0312     «Преподавание в начальных классах»

0314     «Социальная педагогика»

0320     «Коррекционная педагогика в начальном

               образовании»

 

(повышенный уровень среднего педагогического образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

 

2008 год


Автор Сапунова И.А.

 

1. Пояснительная записка

 

            Программа составлена в соответствии с Р(О)К ГОС НиСПО.

Гуманизация образовательной системы, жизненная  необходимость педагогики сотрудничества, ориентированной на личность учащегося привели к новому осмыслению учебного процесса профессиональной подготовки. Пересмотр содержания и методов обучения в современной системе образования – на основе активного процесса гуманизации школы и общества – востребовал заново такой предмет, как риторика. Возникает острая необходимость усиления внимания к общей культуре, культуре общения и мышления и, что обусловлено требованиями педагогической профессии, к речевой культуре.

В целях повышения качества образования, овладения профессионально-значимыми коммуникативными навыками и видами речевой деятельности в учебный процесс вводится учебный курс «Практическая риторика». Специфика предмета как учебной дисциплины определяется его промежуточно-вспомогательным положением в цикле гуманитарных предметов, опирающихся на рече-мыслительную,  рече-культурную деятельности и на словесность в самом широком смысле этого слова.  В соответствии со спецификой деятельности предложена следующая организация обучения: занятия в малых группах; индивидуальные защиты творческих, индивидуальных работ; публичные выступления, где отрабатываются и совершенствуются приобретенные риторические навыки. Способность анализировать отношения, ситуации, способность к рефлексии мыслей и поступков поможет самоопределению будущего педагога в жизни и профессиональной деятельности.

Сфера педагогического общения является сферой высокой коммуникативной ответственности, так как речь педагога является:

- главным средством реализации всех методических, дидактических, психологических задач;

- образцом, в определенной степени воспринимаемым, усваиваемым и воспроизводимым учащимися. Поэтому профессионально необходимо владение компетенциями, направленными на обеспечение коммуникативно-творческой, ситуативно-умственной деятельности педагога. Формирование коммуникативной компетенции как совокупности языковой риторической, предметной и рефлексивной составляющих – условие эффективной и успешной образовательной и будущей профессиональной деятельности  студентов.

Цель изучения программы: сформировать коммуникативную, риторическую, общекультурную компетенции, направленные на практические умения коммуникационно и риторически целесообразно организовать учебную и профессиональную деятельность.

Задачи:

 

1.     Овладеть риторическими методами организации педагогического общения.

2.     Научить риторическим способам рефлексирования как важнейшему методу саморазвития.

3.     Совершенствовать риторические навыки построения оптимального общения.

На занятиях создаются условия для формирования собственного речевого стиля, отрабатываются способы жанровой организации влиятельной учительной речи, совершенствуются способы предупреждения, нахождения и удаления собственных и чужих ошибок в организации педагогического общения.

Видами самостоятельной работы являются:

-          аналитическое чтение образцовых текстов;

-          риторический анализ текстов и выступлений;

-          работа со словарями;

-          ситуативные проекты, имитирующие правила педагогического поведения;

-          голосо-речевые тренинги;

-          риторический практикум;

-          рефлексия.

 

По окончании обучения студентами выполняется творческая зачетная работа.

Курс рассчитан на 34 часа.

                                


2. Учебно-тематический план

 

Первый семестр

 

 

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

Самостоятельная работа

Теоретических

Практических

1

Риторика – развивающая практическая дисциплина.

2

-

2

 

2

Технология создания речи. Отработка навыка формулирования тезиса, задачи, сверхзадачи.

4

1

3

3

3

Совершенствование умения использовать способы паралингвистического и экстралингвистического педагогического общения.

4

1

5

 

4

Речевая культура и нормы этикета в различных ситуациях педагогического общения.

5

2

3

3

5

Заключающее занятие. Общая рефлексия.

1

-

1

 

 

ИТОГО:

16

4

14

6

 

 

 

Второй семестр

 

 

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

Самостоятельная работа

Теоретических

Практических

 

 

 

 

 

 

1

Риторические жанры в учительной речи.

4

1

3

1

2

Специфика публичных выступлений, риторические регламентации.

4

2

2

3

3

Отработка умения целеполагания, определение типа адресата.

3

1

2

4

4

Ситуации полемической направленности в педагогическом общении: проблема вступления в спор, управления им, поведенческая культура.

3

1

2

3

5

Завершающее занятие. Индивидуальные выступления в аудиториях. Общая рефлексия.

4

2

2

 

 

ИТОГО:

18

7

11

11

 

ВСЕГО:

34

11

25

17

 

 

 


3. Содержание курса

 

                          I     семестр

 

        1    Риторика – развивающая практическая дисциплина.

 

                Место и роль риторики в современном мире  и в нынешней системе образования,  где  умение  говорить  необходимо человеку не только для практических целей  (написать послание, сочинение, подготовить сообщение на конференции,  выступить  с  убедительной речью, аргументированно отстаивать свою точку зрения в любой аудитории и т.д.), но и для самосовершенствования, развития способности понимать себя и других людей, взаимообогощающего общения, освоения культурного наследия и постижения истины. Место риторики в Древнем мире, содержание античных риторик. Тезис - тема - концепция - главные элементы речемыслительной деятельности. Содержание РМД - мысль. Важнейший компонент РМД: мотивационно-побудительная сфера, где есть потребность в мышлении и интеллектуально-позновательные, эмоционально-эстетические

и морально-этические мотивы.  Цель --> продукт --> результат  -  формула РМД. Виды РМД.

 

2        Технология создания речи. Отработка навыка формулирования тезиса, задачи, сверхзадачи.

 

                "Познай самого себя!"  - повторял Сократ. Один из важнейших принципов РМД  - погружение в самого себя, рождение мысли - вот та исходная точка, откуда берет начало разумная речь. Не менее важный принцип - выстраивание  творческого речемыслительного взаимодействия. Изобретение замысла - первый и основополагающий этап создания любого риторического текста.  Три  процесса  мыслительной  деятельности.

Риторика как технология  (совокупность методов, средств и приемов) создания (порождения) любого текста, оформленного  в ясном и убедительном высказывании. Технология создания речи  опирается на риторические законы, принципы и античный канон: изобретение - расположение - выражение - действие. Модель стратегии  в изобретении текста: определение главной цели, формулирование основной идеи (тезиса). Два компонента главной целевой установки речи.

 

3        Совершенствование умения использовать способы паралингвистического и экстралингвистического педагогического общения.

 

Невербальное – внесловесное. Такое воздействие характеризуется паралингвистическими и эстралингвистическими критериями. Риторическая и коммуникативная грамотность будущего педагога определяется умением использовать внесловесно оптимальные средства общения.

 

4        Речевая культура и нормы этикета в различных ситуациях педагогического общения.

 

Риторика - логическое следствие общей речевой культуры, она - не разрыв с нормой, а создание образной речи  на базе объективных речевых норм. Речевые ошибки - свидетельство низкой общей культуры  человека. Подлинное воздействие учительской речи начинается с ее нормативной безукоризненности. Функционирование современного этикета  в  конкретных  ситуациях  общения.  Проблемы  современного этикета, возникновение потребности в освоении правил европейского этикета.

 

5        Заключающее занятие. Общая рефлексия.

                            II     семестр

 

1              Риторические жанры в учительной речи.

 

История  русского риторического  жанра и стиля. Раскрытие одного из основных принципов риторики:  выбор стиля и жанра соответственно ситуации, адресату и целеполаганию. Жанровая определенность и разнообразие обеспечивает оптимальное восприятие педагогической речи.

 

2              Специфика публичных выступлений, риторические регламентации.

 

Характерные признаки  устной  нехудожественной речи. Знание нормы - обязательное условие грамотной и выразительной речи, свободного  и  интересного общения.  Виды устной речи.  Основные этапы подготовки устного выступления. Три  качества,  обеспечивающие  успех  выступления: раскрепощенность, уверенная решительность, коммуникативная открытость. Анализ речевых действий  с точки зрения восприятия речи, ее понимая и обратной связи. Необходимость внутренней подготовки предстоящей речи. Самоконтроль и самооценка оратора.

 

3              Отработка умения целеполагания, определение типа адресата.

 

            Риторические умения, прежде всего, выражаются в способности определения целей и задач общения. В современном научном познании практическая риторика опирается на достижения теории речевой деятельности в ее социопсихолингвистическом варианте, выделяя основные компоненты речепроизводства: цели (задачи, сверхзадачу) и тезис (главная мысль, идея, которая раскрывается и обосновывается), определение образа аудитории.

 

4              Ситуации полемической направленности в педагогическом общении: проблема вступления в спор, управления им, поведенческая культура.

 

Со времен Платона  и Аристотеля спор - одно из важнейших словесных искусств, рассматриваемых риторикой и диалектикой. В риторике спор должен приводить  к принятию оппонентом определенной точки зрения через его убеждения, внушения или доказательство позиции. По существу, процесс  профессиональной  деятельности  педагога - процесс спора с ранее существовавшим уровнем познаний, процесс их отрицания новыми сведениями. Законы, правила подготовки и ведения спора.  Необходимость соблюдения в любых ситуациях риторических регламентаций  в споре.  Основные виды спора, их качественное структурное различие.

 

 

5              Завершающее занятие. Индивидуальные выступления в аудиториях. Общая рефлексия.

 

                       

 

 

 

 

 

 

4. Самостоятельная работа студентов.

  4.1.

 

Тема

Количество часов

Содержание и виды деятельности

Содержание и формы контроля

1. Технология создания речи.

3

Риторический анализ образцовых речей. Составление собственных текстов речей.

 

Публичное выступление. Риторическая рефлексия.

2. Речевая культура, нормы речевого этикета в ситуациях педагогического общения.

 

3

Составление Памятки и словаря педагогических ситуаций.

Представление Памятки. Работа в подгруппах по словарю.

3.  Риторические жанры в учительной речи. 

 

1

Составление таблицы жанров.

Представление таблиц на риторическом практикуме.

4. Специфика публичных выступлений.

 

3

Составление Памятки риторических регламентаций.

Публичное выступление. Рефлексия.

5. Отработка умения целеполагания.

4

Анализ литературных текстов. Построение целеполагания.

 

Контрольная письменная работа (анализ предложенного текста).

6. Ситуации полемической направленности.

3

Анализ ситуаций спора в литературных источниках.

Риторический анализ педагогической ситуации полемической направленности.

 

 


4.2. Проблематика учебно-исследовательской деятельности студентов.

 

 

1.      Рефераты.

1).  Риторическая стратегия общения.

2).  Педагогическая риторика и речевой этикет.

3).  Речевая культура как основа педагогического общения.

4).  Обучение риторическим способам и приемам слушания.

5).  Педагогические аспекты спора.

6).  Невербальная риторика в педагогическом общении.

 

2.     Курсовые работы.

1).  Развитие риторической культуры учащихся на уроках литературы.

2).  Ситуации полемической направленности на уроках литературы.

3). Использование речевого этикета как условие развития эмоциональной культуры учащихся.

 

3.     Дипломные работы.

1).  Использование невербальных средств общения на уроках литературы как условие развития эмоциональной культуры учащихся.

2). Спор на уроках литературы как условие развития коммуникативной компетенции учащихся.

 


5. Требования к уровню образованности.

 

Умения

Базовые знания

Отношение к применяемым умениям

 

Студенты владеют риторическими приемами организации учебной ситуации; осуществляют собственную деятельность по риторическим законам целесообразности; владеют риторической методологией создания текста (речи); владеют риторическими приемами организации педагогического спора; владеют приемами риторического рефлексирования.

 

Студенты имеют прочные знания в области классической риторики, педагогической риторики.

 

Студенты понимают необходимость владения риторической культурой; осознают риторику как интегрирующую дисциплину, как метанауку, универсальную в своем назначении;  осознают важность и необходимость риторической рефлексии как важнейшего условия самоопределения и саморазвития.

 

 

 


6. Учебно-методическое обеспечение

 

6.1. Основная литература

1.   Алексеев В.П.   "Аргументация. Познание. Общение.", - М., 1991.

2.   Аннушкин В.И.   "Риторика" учебное пособие, - Пермь, ЗУУНЦ, 1994.

3.   Аннушкин В.И.    "Риторика. Хрестоматия.", - Пермь, ЗУУНЦ, 1994.

4.   Апресян Г.З.    "Ораторское искусство", - М., Изд.МГУ, 1978.

5.   Граудина Л.К.    "Русская риторика", - М.: "Просвещение", 1996.

6.   Иванова С.Ф.    "Путь к современной риторике", Часть 1-2,- М., Знание,1990.

7.   Кохтев Н.Н.      "Риторика", - М., 1994.

8.   Лозовский Б.Н.  "Искусство взаимопонимания", - Свердловск, 1992.

9.   Львов М.Р.       "Риторика", - М., 1995.

10. Маров В.Н.      "Искусство диалога", - Алма-Ата, 1990.

11. Маров В.Н.      "Риторические прогулки", - Пермь, ЗУУНЦ, 1992.

12. Минеева С.А.    "Основы мастерства устного выступления", - Пермь, 1991.

13. Минеева С.А.,, Лейбович О.Л.     "Ломоносов", - Пермь, ЗУУНЦ, 1994.

14. Михайлова Е.Л., Кроль Л.М.  "Человек - оркестр. Микроструктура общения", -

                                - независимая фирма "Класс", 1993.

15. Мурашов А.А.     "Риторика. Хрестоматия - практикум.", - М., Российское педагогическое агентство, 1997.

16. Павлова Л.Г.    "Спор. Дискуссия. Полемика.", - М., 1991.

17. Поварнин С.И.   "О теории и практике спора", - С.Перербург, Лань, 1996.

18. Сопер П.        "Основы искусства речи", - М., Прогресс-Академия, 1992.

         

6.2. Дополнительная литература.

1.   Безменова Н.А.  "Очерки по теории и истории риторики", - М., 1991.

2.   Голомидова М.В.  "Шаги к искусной речи", - Пермь, 1995.

3.   Горелов И.Н.    "Умеете ли вы общаться?", - М.,1991.

4.   Граудина Л.К., Миськевич Г.Н. "Теория и практика русского красноречия", - М., 1989.

5.   Далецкий Ч.      "Практикум по риторике", - М., Издательский центр,1996.

6.   Демосфен.       "Речи", Тт 1-2, - М., 1994.

7.  Ершова А.П., Букатов В.М. "Режиссура урока, общения и поведения учителя", М., 1995.

8.   Журавлев В.И.   "Основы педагогической конфликтологии", - М., 1995.

9.   Иванова С.Ф.     "Искусство диалога или беседы о риторике",- Пермь,1992.

10. Иванова С.Ф.     "Говори! Уроки развивающей риторики", - М., 1997.

11. Кан-Калик В.А.  "Учителю о педагогическом общении", - М., 1987.

12. Карнеги Д.      "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", - М., 1994.

13. Минеева С.А.     "Цицерон", - Пермь, ЗУУНЦ, 1994.

14. Мурашов А.А.     "Основы педагогической риторики", - М., 1996.

15. Чудинов А.П.     "Умение убеждать: практическая риторика", - Ек-г,1996.

 

 

6.3. Аудио, видеокассеты.

1. Видеозапись телевизионных бесед, выступлений, передач.

 

 

Hosted by uCoz