ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Совершенствование технологий формирования коммуникативной культуры личности обучающегося – одно из центральных инновационных направлений современной практической педагогики. Обусловлено это, прежде всего, социокультурными процессами, происходящими в современном обществе. Формирование коммуникативной культуры  личности происходит в реальной жизни, в наблюдаемом сегодня « хаосе» социально – общественных явлений, что и определяет существование проблем, связанных с дезориентацией личности в процессах жизнедеятельности. Для педагогической практики сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания личности как субъекта образовательной деятельности.

Коммуникативная культура, с точки зрения педагогики – это один из важнейших,  функционально значимых элементов профессии, основанной на материальной и духовной составляющей:

- гуманная педагогическая позиция как основная ценность

- творческое отношение к педагогической деятельности

- языковая и речевая компетенции

- риторическая компетенция

Коммуникативная культура рассматривается не только как совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения, но и как условие самореализации личности в педагогической деятельности. Также, как составляющая коммуникативной культуры, рассматривается группа коммуникативных умений, связанных с приемами свободно пользоваться  разнообразными языковыми и речевыми средствами в различных коммуникативно – речевых и ситуативных условиях. Следовательно, одна из основных задач формирования коммуникативной компетенции – это совершенствование навыков безукоризненно чистой, правильной, терминологически точной и выразительной речи.

Формирование коммуникативной культуры студентов как основной базовой составляющей профессиональной подготовки становится приоритетным, но не в размытых очертаниях критериев, встречающихся в большинстве документов, а в конкретном, четком, детализированном портрете будущего специалиста как коммуникативно компетентной и развитой личности.

Успешное формирование коммуникативной культуры происходит только при наличии самоорганизации  личности, т. е. личность сама, осознанно, стремится к познанию, развитию устойчивых интересов, потребностей и ценностей.

В современной педагогической науке и практике отсутствует достаточно обобщенная теоретическая и практическая разработанность проблем, связанных с формированием коммуникативной культуры студентов, где объектом исследований были бы педагогические условия, влияющие на эффективность и результативность развития их  коммуникативной культуры, а предметом – сам процесс развития.

Общению учатся в самом общении. Коммуникативная культура как система личностных проявлений совершенствуется только во взаимодействии с другими коммуникантами. Невозможно гармоничное развитие студента как коммуникативной личности вне среды, коллектива. Дистанцирование, а порой и противопоставление себя коллективу, приводят, как правило, к развитию негативных коммуникативных сценариев, не способствующих успешному развитию коммуникативной культуры. Поэтому необходимо создание особых педагогической среды, условий для самоактуализации и самовоспитания студентов.

 

Также необходим следующий этап – это составление индивидуальных программ саморазвития, где особое место отводится приемам развития и совершенствования навыков коммуникативной культуры. Но нельзя сосредоточиться только на формировании технологических основ общения, важнейшая педагогическая задача – это формирование ценностных ориентаций, моделей поведения на основе собственной активности студентов. Успешность этого процесса обеспечивается еще одним немаловажным фактором: демонстрацией самими педагогами  разнообразных моделей коммуникативно грамотного поведения. Также, насыщение внеучебной деятельностью оптимизирует этот процесс, например, участие в творческих проектах (театр, публичные выступления и т. д.)

Управление, совершенствование и оптимизация процесса формирования  коммуникативной культуры невозможна без организации системы рефлексирования. Самооценка и самоанализ крайне важны для дальнейшего становления коммуникативной культуры студентов; через рефлексию происходит отбор средств и приемов становления. Образцы риторической рефлексии:

Формирование коммуникативной культуры целесообразно начинать с детальной диагностики. Определены некоторые критерии оценки уровня:

   - уровень коммуникативной открытости

   - наличие мотивации к общению

   - умение успешно позиционировать себя в ситуациях общения

   - уровень языковой и речевой культуры

   - уровень общей культуры

Результатами анализа исходного состояния явятся:

разработка комплекса типовых коммуникативных ситуаций как тренинговой основы для риторического анализа; поиск и создание досугового объединения студентов; разработка форм общения, компенсирующих дефицит общительности; создание ценностно – личностных отношений между преподавателем и студентом, способствующих становлению образа и опыта гуманистического общения; повышение активности делового, межличностного и рефлексивного общения.

Целью педагогического образования является не только становление грамотного компетентного специалиста, но и высококультурной личности, способной воспроизводить образцы коммуникативной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz