Коммуникативное событие как средство формирования ключевых компетенций студентов

 

Ключевые слова: коммуникативное событие, текст–ридер, риторический практикум.

 

Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения. Именно они   определяют качество содержания образования. К ним, в первую очередь, относятся коммуникативные компетенции, включающие в  себя универсальные профессиональные умения:  общие – организовывать и управлять эффективным и влиятельным общением  и, т.н., частные – целеполагать, формировать и формулировать высказывания в разных жанрах, определениях, владеть нормами диалога и диалогического монолога и т.д. Известно, что за относительно небольшой срок обучения невозможно сформировать профессионально значимую,  компетентную личность, основываясь только на обучении готовым  методологиям, на репродуктивном образовании. По утверждению педагога – классика А. Дистервега «...знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими  он должен путем собственной деятельности... Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать». Появляется потребность в поиске новых диалогических форм предметного общения со студенческой  аудиторией. Все, что делает студент сейчас, в процессе обучения, и будет делать в будущей профессиональной деятельности – все так или иначе  является формой публичного выступления, успешность и результативность которого напрямую зависит от его риторических умений. Риторика как практическая дисциплина учит формам, приемам и методам речемыслительной деятельности и речевого воздействия на аудиторию,  а  также  средствам  создания риторической ситуации.  Владение этим дискурсом  является  важнейшей  составляющей коммуникативной  компетенции будущего педагога, отсюда – профессиональный характер риторики.

Необходимо  организовать реальный диалог студентов с профессией,  создать ту образовательно-событийную  среду, в  которой предметно – ориентированное общение всегда превращалось бы в коммуникативное событие. Событийность, с точки зрения практической  риторики, становится феноменом  профессионального образования, когда само изучение предметных фактов становится событийным. Особое значение приобретает исследовательско – творческая деятельность студентов на семинарах – совещаниях (риторических практикумах, которые являются одними из основных средств личностно – профессионального становления студентов), где центральной фигурой является коммуникативное событие. Риторикой коммуникативное событие понимается как   взаимодействие (трансакция), в котором каждая из сторон в режиме реального времени выполняет роль как Источника, так и Получателя для интерпретации различных смыслов. Смыслы в чужом сознании можно возбудить только в специально созданном коллективном событии, где используются все риторические стратегии, а речевое поведение студента рассматривается  как способ актуализации личности, как способ идентификации ее индивидуальных свойств и возможностей. В коммуникативном событии взаимодействуют три ключевых момента: знания, опыт, понимание; по характеру  - это предметно – ориентированное общение.

Текст всегда был основой риторики. Для превращения  учебного занятия  в коммуникативное событие создается  «ридер» - текстовый конструкт, составляющий единое логичное, этическое и смысловое целое,  базирующийся на 2–х  компонентах: эмпирическом материале (основанном на чувственном опыте коммуниантов) и эпистомологическом (основанном на знаниях). Вектор такого занятия формулируется как движение от коллективно – индивидуального  осмысления всех значений текста к текстопорождению и организуется как  контекст понимания. Осуществляется коллективный поиск проблем, проблемных вопросов, поиск их решений; определяется и формулируется тезис (тезисы), авторская сверхзадача текста – ридера.

Самое важное в данной стратегии – создать условия для понимания студентами того, что скрыто за каждым словом автора,  и определения сущности текста – ридера не в том, что разумел в нем автор, а в том, как он действует на сознание размышляющих. Определяются критерии оценки речевых продуктов: грамотность формулировок, ясность (логичность) изложения, научная корректность, соблюдение правил и норм  диалогической культуры. Педагогическая ценность коммуникативного события – в проявлении авторской позиции студентов, изложенной по всем риторическим  правилам, в различных риторических жанрах: реплика, опровержение, защита, рассуждение, комментарий т.д. Среди техник, отрабатываемых на текстах–ридерах: навык формирования и формулирования тезиса, проблемного вопроса и других речевых конструкций; навык построения системы доказательств, создания риторических ситуаций полемической направленности (в малых группах или индивидуальных поединках).  Коммуникативное событие  является универсальным средством формирования и совершенствования  профессионально необходимых навыков:  говорения и  слушания в ситуации диалога, концентрации внимания на предмете обсуждения, конструктивного полемизирования, формулирования (предъявления) собственной позиции, толерантного отношения  к  чужим высказываниям, постоянного рефлексирования. Поиск и нахождение смыслов – это всегда творческий, интеллектуальный и результативный  процесс, проходящий по схеме, созданной еще  Аристотелем: нахождение (изобретение мысли), расположение (логика изложения), словесное оформление (языковые и речевые средства), произнесение.

 Таким образом, текст – ридер создает условия не только для освоения уже имеющихся риторических процедур, но и инициирует новые исследовательские методики.

С целью формирования  ключевых компетенции организуются масштабные коммуникативные события – риторические студенческие конференции, где исследование различных предметных фактов становится событийным и определяются следующие  приоритеты:

  - коммуникации перед информацией;

  - понимания перед знанием;

  - ментального (собственного языка) перед  чужим

    для студента «внешним» языком предмета.

 

Риторическая конференция   как коммуникативное событие  является оптимальным  поводом для студентов  проявить свои личные и   профессиональные амбиции,  самореализоваться   в «экстремальных»  условиях публичного говорения.

 

Итак, личность формируется не научением, а через самостоятельное осмысление и рефлексию. Занятие квалифицируется как коммуникативное событие лишь в случае возникновения диалогического согласия, общего актуального смысла для достижения ключевой цели: формирования и совершенствования педагогической культуры мышления будущих педагогов.

 

Используемая литература:

Ипполитова Н.А., Педагогическая риторика, М., 2007 год

Колокольцева Т.Н., Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград, 2003 год.

Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И., Школа коммуникативной дидактики. Изд-во РГГУ, М., 2008 год.

Тюпа В.И., Риторика как учение о коммуникативном событии. М., 2002 год.

Фарышев Л.Б., Философские основания коммуникативной стратегии образования. Томск, 2005 год.

 

Словарь:

коммуникативное событие – взаимодействие (трансакция), в котором  каждый из коммуникантов в режиме реального времени выполняет роль как Источника, так и Получателя для интерпретации различных смыслов;

текст–ридер –  это текстовое построение, связное по логике и смыслу и составляющее единое  этическое и проблемное целое;

риторический практикум – практическое занятие, нацеленное на обучение риторическим технологиям речемыслительной деятельности, диалогическому взаимодействию  с адресантом в моделируемых коммуникативных ситуациях.

 

Hosted by uCoz