Риторическая культура современного педагога как фактор успешности его деятельности

 В основных направлениях развития образования Свердловской области на 2004-2007 годы заявлен следующий приоритет: развитие ресурсов образования, необходимых для достижения социально-профессиональной компетентности, совершенствование структуры и содержания образования в соответствии с факторами успешности человека в современном обществе. Одна из главных целей следующая: создание условий для успешного развития личности. Какой специалист, с какими личностными и профессиональными качествами способен справится с поставленными задачами? Личностно готов к решению многих задач по успешному и эффективному развитию личности ученика специалист, владеющий всеми уровнями профессиональной и риторической компетентностями. Процесс модернизации, сложность поставленных целей и задач, вызывает необходимость риторического переосмысления традиционных моделей преподавания, необходимость ориентации образования на развитие потребности человека быть успешным, значимым и востребованным в обществе. Риторика, по сути, ориентирована на публичный успех, успешен педагог – успешны и его ученики.

Для педагога сегодня важно утвердить себя как личность в данной социальной среде, обеспечить себе в профессиональном и в межличностном плане равноправный контакт во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. От риторической культуры педагога зависит эффективность и успешность умственного труда учащихся, рациональное использование времени на занятиях, этическое и эстетическое воспитание, формирование общей речевой культуры школьников. Платон не случайно отмечал: «Говорить – это значит что-то делать и создавать». Ритор-педагог должен создавать атмосферу доброго творческого сотрудничества, духовного общения, душевного тепла и комфорта, чтобы учащиеся могли свободно и спокойно размышлять, думать, мыслить, говорить, не бояться высказывать свои мысли. Аристотель в «Риторике» констатирует: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего».

Действительно, ученик – главная цель воспитания. Каким он будет человеком, гражданином, зависит от педагога, ибо «ученик смотрит на мир глазами учителя». Сфера обучения является сферой повышенной речевой ответственности, так как слово становится важнейшим инструментом деятельности педагога, главным средством реализации его задач. Достижение целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь при следующих условиях: если педагог видит в ученике равного себе и доверяющего ему человека; если педагог сознательно владеет приемами риторической культуры; если педагог является для ученика Образцом для подражания в поведении, в речи, в языке.

Современная риторика представляет собой науку о системах управления мыслеречевой деятельностью. Педагог осуществляет, организует учебно-воспитательный процесс и управляет им, от него зависит успешность формирования личности ученика.

Каковы составляющие риторической культуры педагога? Они следующие: первая – концептуальная – это умение всесторонне анализировать предмет исследования и выстраивать систему знаний о нем; вторая – моделирование аудитории – это умение изучать разные типы аудиторий на основе социально-демографических, социально-психологических и индивидуально-личностных признаков; третья – стратегическая – представляет собой умение разрабатывать конкретную программу действий на основе созданной концепции и с учетом психологического портрета аудитории; четвертая – тактическая – это умение грамотно аргументировать, а также активизировать мыслительную и чувственно-эмоциональную деятельность аудитории. Цель – создание в процессе общения субъект-субъектных отношений. Пятая составляющая – речевая – это умение владеть действенной, ситуативной, нормативной речью.  Шестая составляющая – эффективная, успешная коммуникация – это умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, как необходимое условие успешной реализации продукта мыслеречевой деятельности. Седьмая составляющая – системно-аналитическая или рефлексивная – это умение анализировать полученный результат: что получилось, что не получилось, причины неудач, поиск решения в достижении желаемого результата.

Владение риторической культурой, законами мыслеречевой деятельности – это не только условие эффективности и успешности самой этой деятельности, но и, что очень важно, залог результативности, успешности любой конкретной деятельности участников образовательного процесса.

Практический опыт и наблюдения позволяют в связи со сказанным выстроить некоторую закономерность: системность мыслеречевой деятельности порождает системность других видов человеческой деятельности и наоборот. В результате чего деятельность ритора-педагога можно рассматривать не только как управление мыслеречевой, коммуникативной деятельностью учеников, но и как методологию системной деятельности.

Риторика (учебный предмет) выступает не только как средство самоопределения, самореализации, нахождение своего «я» ученика, но и как технология выстраивания любого учебного предмета в систему поиска способов успешного обучения и развития человека.

Показатели риторической культуры: умение избегать конфликтов, (прогнозируя их); умение выслушать и принять мнение учащихся; умение гибко перестроиться в ходе занятия (в соответствии с ситуацией общения); способность вести гармонизирующий диалог с учащимися. Для современного педагога знание гармонизирующего диалога становится важнейшим. Суть его в следующем: ученическая аудитория – не пассивный объект, которому необходимо передать информацию, а личности, которые выступают в диалоге на основе сотворчества и равноправия. Риторические условия достижения успеха и результативности в профессиональной деятельности педагога:

·             Создание ситуации выбора способов достижения успеха и потребности в демонстрации собственных продуктов;

·             Создание ситуации публичного успеха (переход в режим публичного говорения, где предпочтение не диалогу в различных видах, а диалогизированному монологу). Выход на уровень индивидуальных, сольных выступлений;

·             Жанровая организация речи (даже небольшие тексты должны быть жанрово определены: пожелание, замечание, комплимент, антикомплимент, рассуждение, отзыв, впечатление, похвала, ответное слово);

·             Определение критерий оценок, связанных с нормативностью, выразительностью, разнообразием языка, где главный принцип – единство требований;

·             Традиционное обращение к словарям, обязательное формирование и обогащение психолого-педагогического тезауруса;

·             Постоянный самоконтроль за собственными речевыми действиями, постоянная рефлексия;

·             Риторизация учебной деятельности всех субъектов (сопоставление учебной и риторической деятельности, то есть совершенствование приемов учебной деятельности за счет усвоения риторических знаний, умений и навыков по четырем основным параметрам: ситуативность, адресность, реализация своих целей, авторская индивидуальность).  

Сверхзадача ритора-педагога – привести к пониманию риторики как творческой мотивации к успеху в учебной, профессиональной и в других видах человеческой деятельности.

          Таким образом, владение педагогом риторической культурой помогает увидеть любой учебный предмет, как некую целостность (концептуальную, стратегическую, рефлексивную) и как средство успешного становления личности учащегося.

Hosted by uCoz