Риторическая рефлексия как основа формирования полипрофессиональных компетенций студентов

 

Построение всех ключевых компетенций следует рассматривать не как однородные образования, а как совокупность нескольких компонентов. В ней, помимо прочих, преломляется единство предметной, языковой, риторической и рефлексивной компетенций. Профессиональная речевая деятельность будущего специалиста является системообразующим элементом каждого компонента. Риторическая компетентность будущего специалиста – это условие успешной реализации всех функций общения, это владение способами и приемами воздействия, выбор их с учетом адресата и конкретной ситуации общения. В этом дискурсе велика практическая значимость педагогической риторики, которая предлагает методологию речевого поведения в различных педагогических ситуациях общения. Поскольку основная цель педагогической риторики – это организация успешного профессионального общения, а также его коррекция с целью установить творческие, взаимополезные, развивающие взаимоотношения с обучающимися.

Одна из основных полипрофессиональных компетенций – это создание условий для  саморазвития и самообразования обучающихся. В практике профессионального  становления студента целесообразно формировать практические навыки  риторической рефлексии, как важнейшего условия саморазвития и самообразования. А самообразование, в свою очередь, и есть ключевой компонент системы образования и одна из основных полипрофессиональных компетенций. Оно невозможно, если студент не мотивирован на самоанализ и самооценку. Одним из главных условий профессионального личностного становления будущего педагога является умение оценить собственный речевой поступок, мотив собственного поведения в той или иной ситуации общения. Можно утверждать, что в педагогической риторике создана типология УРС (учебно-речевых ситуаций), с ними и соотносятся речевое поведение педагога и студента.

Риторическая рефлексия – это процесс комплексный, осуществляется самооценка и внутренних и внешних проявлений говорящей личности, оценивается весь процесс общения, намерения адресанта, реакция слушателя и результат самого общения. Самооценка по-риторически – это критический взгляд внутрь себя, анализ собственных речевых действий.

Цель риторической рефлексии – это:

- поиск оптимальных речевых моделей взаимодействия,

- развитие базовых профессиональных свойств личности будущего педагога. Среди них: умение сориентироваться в различных педагогических ситуациях, вести речь в семье,  в образовательном учреждении, вести спор, отстаивая свою точку зрения, соответствующим образом составлять документы, вести диалог на любом уровне.

Задачи риторической рефлексии:

- организовывать свою мысль, речь  и поведение;

- видеть и слушать себя со стороны;

- находить отрицательные стороны в собственной практике публичного говорения и исключать их;

- видеть успехи и фиксировать их;

- формировать собственный имидж, говорящей личности.

Универсальность самооценки по-риторически заключается в том, что она работает на приобретение многих позиций и ключевых и полипрофессиональных компетенций. Риторическая рефлексия – это, по сути, система поиска причин удач и неудач в общении, это залог совершенствования языкового и речевого мастерства студентов, а также формирования индивидуального стиля общения.

Рефлексивные умения оценить речевое движение собственного «Я» являются основой продуманной, гибкой речевой стратегии и тактики, обеспечивающей успешный результат педагогического общения.

В основе риторической рефлексии лежит обусловленность выбора приемов, средств и способов организации обучения, способствующие  повышению мотивации (в данной случае, под мотивацией понимается стремление студента качественно измениться). Также, через самооценку повышается степень свободы самовыражения, так как, избавляясь от негативного, вредного, мешающего этой свободе, студент обретает уверенность в собственных силах и познает собственные возможности. Риторическая рефлексия – это инструмент обнаружения проблемных точек обучающихся и, по необходимости, превращается в экспертную оценку.

Рефлексивная деятельность всегда интеллектуально активна, требует напряженной работы мысли. По готовности критически отнестись к себе  распознается степень профессиональной зрелости студентов. По сути, риторическая рефлексия является инструментом диагностики разного рода предметных знаний, умений и личностного развития. 

Автор  →  ситуация →  тема → адресат →  целевая установка (задача и сверхзадача) →  жанр →  тезис (аргументы)  → речевые языковые средства →  композиция  → акт общения  → рефлексия. Данной цепочкой опоясан весь круг риторической деятельности. Она определена еще в Аристотелевские времена но, безусловна, откорректирована с учетом современных потребностей в теории и практике коммуникации. Этой риторической концепцией и определяются критерии самооценок.

И еще одно суждение. Самооценка окажется более точной, качественной, если ее критерии будут разработаны совместно педагогами и студентами, так как, если критерии даются в готовом виде, то студентам остается сличить себя с образцом. А при совместной разработке определяется та мерка, о которой знает только сам рефлексирующий, и это совсем другое действие и другой результат.

 

Словарь используемых терминов.

1). Коммуникация (лат.) – это общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка-речи.

2). Педагогическая риторика – одно из специальных направлений риторики, связано с мастерством учебного диалога, с культурой речи педагога.

3). Риторическая рефлексия – это самооценка и самоанализ по факту состоявшегося общения; критический взгляд внутрь себя, оценка собственного речевого поведения с  целью выявления положительного и негативного; определение будущей стратегии и тактики в языке, речи и поведении.  

 

Образцы риторической самооценки.

 

 

Hosted by uCoz