Риторика и культура речи в модернизации образования

 

Процесс модернизации образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования, а также, обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий. Современные требования к уровню подготовки учащегося декларируются необходимостью формирования коммуникативных умений, готовности и способности к активному и самодостаточному речевому взаимодействию в различных ситуациях общения. От коммуникативных умений развивающейся личности во многом зависят личные и профессиональные успехи и достижения. Современная риторика учит общению в новейших условиях жизни общества, в условиях информационной доступности и открытости, колоссальных возможностей информационных технологий. В центре риторики – общающийся человек, создающий и анализирующий различные обстоятельства общения, ведущий постоянный поиск адекватных моделей речевого поведения. Следовательно, риторика – антропоцентрический предмет, естественная его задача – научить эффективному общению. Через рефлексию и постоянный опыт общения  на риторических практикумах учащиеся развивают:

- умение адаптироваться к  изменяющимся условиям жизни;

- технику адекватного речевого поведения;

- языковую и речевую культуру.

Современная риторика воспитывает неприятие отрицательных явлений в культуре речи и  тем самым  способствует повышению речевой культуры. Культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся.  Культура речи в парадигме модернизации понимается не только как непременная составляющая  хорошей языковой и речевой подготовки современного делового человека, но и  как показатель культуры мышления, общей культуры, а также как набор и организация языковых средств, которые в конкретной ситуации  общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.  Квинтилиан  связывал упадок ораторского искусства, культуры общения с несовершенством системы образования. Таким образом, при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции, коммуникативной культуры.

Многовековой опыт риторики, как дисциплины, изучающей вопросы культуры общения и речи, показывает, что только в результате целенаправленной деятельности, основанной на специальных методах и приемах, формируются  коммуникативные умения, речевая культура и культура в целом.

Говоря о потребностях  современного общества, о необходимости модернизации системы образования, стоит заметить, что культурологи, социологи, философы, лингвисты, педагоги отмечают очевидные тенденции и факты падения культуры речи, отставание образования от современных требований, предъявляемых обществом, временем  к коммуникативной культуре, к культуре общения.

Применительно к модернизации образования, касаясь проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся средствами риторики, необходимо выделить два  основных направления:

- обновление, осовременивание традиционных учебных предметов, делая риторику при этом связующей дисциплиной, гармонизирующей весь процесс обучения и развития;

- адаптация всей системы образования к серьезно изменившимся социальным условиям.

Итак, риторика – учебный предмет, при разработке и в практике которого реализуются оба направления модернизации.  Однако, главным условием, обеспечивающим качественный результат формирования коммуникативной компетенции учащихся,  является безупречная риторическая подготовка самого учителя, владение навыками коммуникативного лидера, эффективно влияющего на свою аудиторию, умеющего рассчитать стратегию и тактику взаимодействия  с целью организации речемыслительного творчества. Профессиональная, личностная компетентность учителя – вот залог решения задач модернизации образования.  Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную среду  в  которой  становится возможным достижение образовательных результатов учащегося.

В условиях быстро изменяющихся потребностей общества, непрерывного появления новых коммуникативных технологий, одной из главных задач модернизации образования является обучение таким коммуникативным умениям  и культуре общения, которые позволят в будущем занять достойное место в социуме и спровоцируют  мотивационную потребность в постоянном саморазвитии личности, осознающей ценность родного языка как средства общения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Сапунова Ирина Александровна, преподаватель риторики Нижнетагильского педагогического колледжа № 1;

Контактные телефоны:  89068595911,  д. т. 44 33 72

Адрес электронной почты: sapunova58@mail.ru

 

Hosted by uCoz