Сапунова И.А.

 

Некоторые  вопросы  использования  контентов  Интернет  как средства  активизации  мыслительной  деятельности студентов

 

Ключевые слова:  демотиватор,  речевая  оперативность,  активизация мыслительной  деятельности.            

 

Качество содержания образования  сегодня определяется качеством формирования ключевых компетенций студентов.  К ним, в первую очередь, относится коммуникативная компетенция,  являющаяся  залогом  успешной и результативной  учебной,  а также  профессиональной  деятельности  студентов.  В  контексте модульного  обучения  ключевыми   умениями  становятся  речевая  оперативность и  гибкость,  умение сформулировать    устное и  письменное  высказывание в различных жанрах  и  ситуациях   общения.  Будущий   специалист   в  области  современного  образования  окажется неспособным  реализовать  актуальные   педагогические   цели  и  задачи,  если  не будет  способен:

- эмоционально  встраиваться  в  контекст  общения;

- создавать  ситуации информационной  и  коммуникационной  комфортности;

- удерживать  инициативу  в  коммуникации;

- риторически  и  психологически  верно,   ситуативно обусловлено  вступать  в  общение;

- проявить  гибкость  речевого  поведения и  быстроту  словесного  реагирования.

Понятно, что за относительно  небольшой  срок   обучения  невозможно  сформировать   профессионально  значимую,  компетентную  личность,  основываясь только на  обучении готовым  методологиям.  Ведется  интенсивный   поиск  новых форм  организации  творческой деятельности,  основанной  на  активизации  интеллектуального  потенциала  студента.  

 На  этом  этапе  целесообразно  использовать  ресурсы  Интернета,  преобразуя  и используя  даже  те контенты, которые, на  первый взгляд,  не  имеют  никакого  отношения  к  сфере  образования. К  подобным  примерам   относятся  демотиваторы,  которые  при  целесообразном  использовании  превращаются  в  средство  активизации  мыслительной деятельности  студентов, побуждения  их  к  интенсивному  поиску  оптимальных речевых формул.   Демотиватор  (демотивационный постер – плакат)  -  изображение картинки  в  черной  рамке  с  комментариями,  составленными   по  определенному  формату.  Чаще  всего  демотиваторы    носят  проблемный  или  юмористический  характер,   возникли  в  середине    десятых  годов  21  века,  распространились  в  глобальной сети  Интернет   как  пародия  на   скучные  и  унылые  плакаты -  мотиваторы. Демотиватор  -  это  почти  всегда   проблемная   ситуация,  изображение  взаимоотношений,  коллизий,  парадокса  и,  как всякое  неоднозначное  явление,  требует    интеллектуального  решения, рассуждения.  Демотиватор  -  это своего  рода  провокация, вызов,  побуждение к полемике,  поэтому  формы  и  виды  организации  занятий  с  их использованием  разнообразны:  от создания  ситуаций  полемической  направленности  до  написания  эссе,  комментарий,  антикомплемента,  афоризма  и  т.д.  Примеры:  изображение 1 – 3.

В  работе  с  демотиваторами  отрабатываются  и  совершенствуются следующие   компетентности:

- владение  приемами  быстрого  и  адекватного  речевого  реагирования на  нестандартную  ситуацию;

- умение  мыслить  художественными  образами;

- умение  увидеть,  распознать, осмыслить и сформулировать в  краткой   речевой  формуле  нестандартную,  корректную   и  остроумную  мысль;

- умение  определять  и  формулировать  в  краткой  и  выразительной  форме  итоговые  суждения.

Данные  компетентности   сущностно   необходимы  в  процессе  осуществления  педагогически  целесообразного  общения,  в  котором  слово  является  главным  и  важнейшим  инструментом воздействия  и  взаимодействия.

-

Hosted by uCoz