Некоторые вопросы становления речевой культуры и речевого мастерства будущих педагогов в условиях прохождения курса «Педагогическая риторика».

 

            Слово – важнейшее составляющее педагогического мастерства, речь – главный инструмент воздействия. Исходя из этой максимы профессиональное становление будущего педагога – это процесс овладения конкретными технологиями речевого общения, процесс становления языковой личности.

            Бесспорно уже то, что становление и развитие элитарной речевой педагогической культуры студента, будущего профессионала – это важнейшая задача уже сегодняшнего дня.  Следует с горечью констатировать, что нынешний речекультурный уровень не только школьников, но и студентов, выпускников педагогических учебных заведений, оставляет  желать лучшего. В условиях крайне небрежного отношения к языку и речи падает престиж литературного, филологического образования. Педагогика уже давно нуждается в учителе – эталоне, в учителе – образце речевого мастерства. Здесь и находится главная точка пересечения педагогики с риторикой. Именно в риторике очень важен образец, эталон; объект ее исследования  – это речевое поведение, речевая культура субъекта. Риторика, по сути, выступает единственной дисциплиной в ряду речеведческих, обучающей способам речевой деятельности. Специфика педагогической риторики, как учебной дисциплины, определяется ее интегральным положением в цикле гуманитарных и специальных психолого-педагогических курсов, опирающихся на речемыслительную деятельность, словесность. Определены цели: развитие логического (риторического) мышления говорящего и пишущего; становление языковой личности, морально ответственной перед аудиторией. В качестве главной задачи выступает следующая: дать установку на эту моральную ответственность, внушить основную мысль, что человек, слабо или вовсе не владеющий коммуникативными риторическими нормами общения не готов к профессиональной деятельности. Востребовано: безупречное владение  словом, литературной нормой; умение создать ситуативно-адекватный текст; безусловное понимание самоценности  русского  языка как средства общения. Но чтобы ответить на эту потребность нынешнему студенту необходимо обладать достаточным уровнем языковой и речевой культуры. Приходится  констатировать: проблем культуры языка и речи – великое множество. И эти проблемы напрямую связаны с сегодняшним состоянием общества, со временем в котором оно живет, с общественно-культурной ситуацией. Основные трудности:

-         Чрезвычайно малый лексикон и почти отсутствует потребность обогащать его; словари не являются настольными книгами. И при этом минимуме – неумение воспользоваться им, выбрать слово, точно выражающее мысль.

-         Преобладание в речи штампов, шаблонов и стереотипов, фразеологизмов обиходно-бытовой лексики, что не способствует развивающему общению также, как и руминированная, серая и унылая речь, синонимическое поле которой весьма ограниченных размеров.

Пути преодоления этих трудностей, решение проблем находятся в риторической плоскости. Риторические условия становления и развития речевой культуры и речевого мастерства следующие:

-         Создание ситуации выбора успеха и потребности в демонстрации собственных продуктов;

-         Создание ситуации публичного успеха (чаще переходить в режим публичного говорения, отдавать предпочтение скорее не диалогу в различных видах, отрабатывать такую форму как диалогизированный монолог и выходить на уровень индивидуальных, сольных выступлений);

-         Придать речи яркую жанровую окраску, даже небольшие тексты должны быть жанрово определены (пожелание, замечание, комплимент, антикомплимент, рассуждение, отзыв, впечатление, похвала, ответное слово и так далее);

-         Определить критерии оценок, связанные с нормативностью, выразительностью, разнообразием языка, где главный принцип – единство требований;

-         Обращение к словарям сделать традиционным, а формирование и обогащение психолого-педагогического тезауруса – обязательным;

-         Постоянный самоконтроль за собственными речевыми действиями, постоянная рефлексия;

-         Риторизация учебной деятельности студентов (сопоставление учебной и риторической деятельности, то есть совершенствование приемов учебной деятельности за счет усвоения риторических знаний, умений и навыков по четырем основным параметрам: ситуативность, адресность, реализация своих целей, авторская индивидуальность.

Студент, создавая собственный текст по всем риторическим канонам, не только приобщается к творчеству, но и проявляется, самоопределяется и совершенствуется как языковая личность, личность уникальная. Преобладающая форма отчётности в этом процессе - публичные выступления. Именно эта форма, как лакмусовая бумажка, « высвечивает» проблемы, слабости студентов в отношении  языка, речи, общения. Это один аспект. Второй: постоянно  рефлексируя, студенты находят всё больше риторических способов   решения проблем общения; оттачивают  своё ораторское и педагогическое мастерство; отрабатывают, наконец, свой собственный стиль педагогического общения. Чрезмерным кажется преобладание письменных зачётных форм по разным дисциплинам в педколледжах и  педвузах, когда альтернативой   устной публичной защите выступает реферат, курсовая   работа и т. д.. В этих случаях проблематичным кажется приобрести и отточить умение построить и защитить собственную позицию, умение  убедить и побудить слушателя.  Главный  результат обучения  основам педагогической риторики - это овладение умениями и навыками риторической  деятельности для разных сфер межличностного и социально-ориентированного общения.

Уже давно назрела необходимость определить и чётко обозначить языковую политику, объединить общие усилия и в специальном педагогическом образовании установить настоящую диктатуру чистого, ясного и нормативного языка.

Hosted by uCoz