Риторика – одна из древнейших филологических наук, в европейской культуре ведёт своё начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее – как наука.

        

Изначально  предметом риторики была живая речь, словесное мастерство,  красноречие.  Первые  труды  по  риторике  были  созданы  в  V-III в.в. до Рождества  Христова  (Горгий, Лисий, Платон, Аристотель) «Риторика». Теория не дошла до нас, но его учение изложил в одном из своих диалогов Платон – ученик  Сократа  и  крупнейший  мыслитель античного мира. В риторическом учении важнейшее внимание  уделялось  содержанию  речи,  её  построению,  словесному  выражению,  запоминанию  и  мастерству  публичного выступления, речь была тесно связана  с поэтикой,  учением  о  стилях,  логикой, философией. Риторические школы были самыми лучшими учебными заведениями,  в  них  принимали  мальчиков  7  лет,  их  обучали 14 лет, юноши выходили  высокообразованными  людьми,  постигшими науки своего времени, они становились государственными деятелями, политиками, военными, ораторами, поэтами. Лучшие ораторы возглавляли или создавали риторические школы (Горгий, Демосфен, в Риме позднее – Цицерон, Квинтилиан.).

 Рим, унаследовавший античную культуру, включая риторику, усилил в ней прагматическую тенденцию: цели риторики были обращены к красоте, лаконичности, мастерству речи. Крупнейший теоретик риторики М.Ф.Квантилиан (I в. н. э.) в 12 книгах риторических наставлений – труде, названном им «Об образовании оратора», придал риторике педагогическую направленность.

Эпоха  христианства  отвергла  риторическое  учение  как  языческое;  но практика христианской проповеди достигла необычайной высоты и в «Посланиях» апостолов Павла, Иоанна, Богослова, Петра, и особенно в «Евангелии», где изложены основы гомилетики (гл. X «Евангелия» от Матфея). Один из  крупнейших  современных  теоретиков  риторики  Ю. В.  Рождественский высоко оценивает «Евангелие» в книге «Теория риторики» (М., 1997).

Эпоха Возрождения открыла Европе античную риторику в её единстве с искусством,  её  развитие  было  продолжено во Франции, Италии, Испании – придворный этикет, академическое красноречие средневековых университетов,  расцвет  поэтики  как  науки,  наконец,  политическая риторика Великой французской революции, дипломатическое искусство…

В   Древней  Руси  расцвет  красноречия  приходится  на  XI-XII  в.в. и на начало XIII в., до монгольского нашествия. До нас дошли проповеди: слова Кирилла  Туровского,  Поучение  Владимира Мономаха, «Золотое слово Святослава, со слезами смешанное» и др. Древнерусская традиция речи утверждала  высокое  утверждение  к  мудрости,  словесному мастерству, кротость и смирение в публичной речи, и в беседе. Для речевых произведений характерны  нравственно-поучительный  пафос,  призыв  к добродетели, высокий эмоциональный накал обращений  и  призывов,  вера  в  божественную  природу, отсутствие подобострастия к сильным мира сего.

Учебники риторики появились в России в XVII-XVIII в.в.: Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Н. Ф. Кошанский; до второй половины XIX в. риторика  преподавалась  во  всех  гимназиях,  лицеях,  семинариях,  во  многих высших учебных заведениях. Для этого периода характерен расцвет академического, судебного, политического красноречия: В.О.Ключевский, А.Ф.Кони, А.Ф.Луначарский, К.Е.Тимирязев.

В середине XIX в. в России начался кризис риторики (во Франции на 40 лет  раньше):  прогрессивная  критика  обвинила  риторику  в  формализме  и фальши, во вредном влиянии на учащуюся молодёжь. Действительно, к 40-м годам прошлого столетия у риторики как у теории красноречия и ораторства появилось  второе  значение:  «речь красивая, но лишённая серьёзного содержания», и сегодня в газетах можно встретить такую фразу: «Если отбросить предвыборную риторику, то депутат И.И.Иванов выступил против и т. д.»; А.А.Солженицын в новой книге «Россия в обвале» употребил такое сочетание: речи властей «риторны и приторны». Учебный предмет «Риторика» исчезает  почти  из  всех  планов  учебных  заведений,  а  в  XX в.  до 80-х годов вообще не преподаётся, за исключением рекомендаций в помощь агитатору и пропагандисту. Соответственно сокращаются и исследования в области риторики в России 60-80-х годов, её продолжали изучать А.Ф.Лосев, В.В.Виноградов, С.С.Аверинцев, Ю.В.Рождественский. Изредка издавались античные тексты – сочинения Аристотеля, Платона, Цицерона (1), переводы с английского (2) и с французского (3). В какой-то мере восполняли дефицит литературы по риторике  труды  по  культуре  речи, стилистике, поэтике, хрестоматии по античной литературе, где были представлены Демосфен, Лисий, Цицерон.

Лишь в конце 70-х годов XX в. наблюдается рост интереса к риторике, главным образом в среде молодёжи; во Франции ренессанс риторики начался в  50-е  годы.  Причины  возрождения  риторики  в России обычно указывают следующие: 

1.     Влияние зарубежного опыта.

2.     Осознание потребности ораторских умений в связи с демократически-

ми преобразованиями в стране.

3.     Интерес молодёжи к ретро, к забытым и гонимым наукам.

4.     Высокий уровень наук о речи в XX в.: появление теории речи (Ф де Соссюр), психологии речи (Ж.Пиаже, В.Штерн, Л.С.Выготский), пси-

холингвистики (Н.И. Жинкин, Д.Слобин, Д.Грин, А.А.Леонтьев и др.), социолингвистики, теории коммуникации, успехи стилистики, семан-

тики, фонологии, функциональной грамматики.

80-е  годы  стали  поворотными:  риторика начала своё восхождение к новым  высотам – и  в  исследовательских  областях,  и в общем образовании. К концу  80-х  годов  она  уже  преподавалась во многих ВУЗах и средних учебных  заведениях.  А  в  90-е  годы  накапливается новая литература: учебники (пособия)  для  XXI  классов  средней  школы А.К.Михальской, М.Р.Львова, университетский  курс  лекций  «Теория  риторики»  Ю. В. Рождественского, «Детская риторика» для начальных классов и «Школьная риторика» для V-IX классов под ред Т.А.Ладыженской и пр.

Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известно-

го: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновлённым термином – неориторика (Н.А.Безменова и др.).

Бесспорно и то, что роль риторики и как науки, и как учебного предмета значительно возросла за последние два десятилетия.

В настоящее время риторика преподаётся в X-XI классах гимназий, лицеев, средних школ, в колледжах, многих ВУЗах (педагогических, социальных, юридических, театральных, управленческих и мн. др.). Учебные планы предусматривают в школе от 70 часов, или уроков,-2 часа в неделю в течение одного года – до 240 часов (5 лет). Имеются опубликованные программы для разных ступеней средней школы: В.Я.Коровиной, Ю.С.Пичугова, М.Р.Львова, А.К.МихальскойТ.А.Ладыженской,  С.Ф.Ивановой. Имеются пособия З.С.Смелковой, Н.Н.Кохтева, Н.А.Михайличенко, Л.К.Граудиной, В.В.Волкова, Е.Н.Зарецкой, Д.Н.Александрова и др.

В 80-е годы остро не хватало преподавателей, так как их не готовили и поныне не готовит не один ВУЗ. Лишь в магистратурах и аспирантурах круп-

ных ВУЗов, университетов имеется такая специальность; впрочем, она пока не внесена в официальную, то есть утверждённую государственными органами, номенклатуру. В настоящее время методика преподавания риторики только формируется.

В развитии риторики как учебного предмета  обнаружили  себя спорные тенденции: риторика рассматривается в отрыве от предмета  «Русский язык», который в школе составляет стержень филологического  цикла  предметов: её перемещают либо в эстетический комплекс, либо в социальный,  культурологический, либо ставят особняком.

 

Риторика  не  включена  в  федеральный  компонент  типового  учебного плана средней школы, а также в государственный  стандарт  подготовки  учителя  в  ВУЗе (она обычно преподаётся как предмет по выбору, как специализация и т. п.).  Вспомним, что в античном мире она составляла основу единственного типа учебных заведений, дававших высшее образование.

 

(1) См.: Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Роди. – М., 1978.

(2) См.: Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1952.

(3) См.: Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. – М., 1989

 

Hosted by uCoz