Быков Р.   Статья     «Экономика нашего детства»  (июнь 1989 год)                               

 

 

          Я сыграл роль в «Письмах мертвого человека» и год просидел в подвале,  думая о конце света  -   это нужно было по   ходу   работы над ролью. Целый год я думал о том, что человечество должно вот-вот  погибнуть, и это дало мне новую точку зрения, и я проезжал каждый вечер по Ленинграду, смотрел на людей, таких беззаботных и думал: неужели они не понимают, куда мы движемся? Ведь в наших душах происходят такие же невиданные превращения, которые происходят в почве,  которые происходят в воздухе. Ведь инстинкт самосохранения, который двигал цивилизацией,  на наших глазах подменяется инстинктом саморазрушения. Мы говорим о том, что у нас трудно с экономикой, и говорим: вот дополнительные трудности – Чернобыль, вот катастрофа в Башкирии, вот суровые обстоятельства, которые сложились в Узбекистане. Конечно, это отсутствие дисциплины, расхлябанность, острота национальной борьбы, упущения. Но у всего этого тоже есть причины – дефицит общей культуры и нравственности, человеческие взаимоотношения, которые мы сняли со счетов, которые не учитываются экономически. И каким же образом у нас дети, культура, образование попали в так называемую сферу остаточного принципа?

          Мы сейчас спрашиваем об атомной энергетике, о химизации страны, скоро будем говорить о биологических технологиях, не менее  опасных, но очень эффективных. И я хочу спросить: продумали мы эти вопросы с точки зрения человека?

          Ведь если оборудование на образование школьникам Швеции определяется тысячей долларов, а на нашего школьника расходуется 58 рублей (в ценах 1989 года),  это же определенная подготовка будущего специалиста. Если на подготовку специалиста в самых лучших наших вузах мы тратим в год 12 тысяч рублей (в ценах 1989 года),  а в педагогических в два-три раза  меньше, то в развитых капиталистических странах на подготовку специалистов идет 80 тысяч долларов. Они что, зря деньги тратят?  И каким образом мы хотим то, что стоит 80 тысяч долларов, сделать за 12 тысяч рублей (в ценах 1989 года)?  Я думаю, что за эти деньги можно сделать не специалиста, а только макет специалиста, да еще и бездействующий макет. Куда же мы с такими специалистами, с такой культурой отношений идем в век атомной энергетики, век химизации и биологических технологий? Это степень риска, которая уже неоправданна.  В современных технологиях есть такое понятие – человеческая степень риска, без него экономика несовременна, без учета сегодняшнего человека экономика становится отсталой…  Я хочу сказать, что самое главное сегодня – понять, что проблемы детства и культуры, экономики, финансов и всей перестройки – это проблемы наших человеческих отношений. Мы можем построить еще много электростанций,  решать проблемы, создавать демократию, но демократия не приказ, это – уровень культуры, уровень образования, уровень доброты. Само государство должно стать нравственным.  Если труд не уважает зарплата, если труд не уважает никто – никогда, никакими уроками труда мы людей уважать труд не научим.

 

Hosted by uCoz