ОБ  ОБРАЗОВАНИИ  И  ВОСПИТАНИИ

Самюэль Смайлс, английский писатель (1812-1904).

 

Первенство и руководящая роль в обществе принадлежат вовсе не гениальным людям, а людям стойким, решительным и неутомимым. Несмотря на многие любопытные рассказы о детстве великих людей, мы признаем, что раннее развитие умственных способностей в ребенке не может служить признаком действительной высоты ума того же человека, когда он достигнет зрелых лет. Такая скороспелость с одинаковым основанием может служить и признаком умственной силы, и указанием на болезненное развитие организма. Что же выходит из всех этих «замечательно способных детей»? Куда идут все бойкие мальчики и девочки, получающие в школах награды? Проследите их жизнь, и вы увидите, что тупые дети, которые в школе всегда считались последними, в жизни часто опережали даровитых. Приведем несколько таких примеров. Ньютон в училище был в числе последних учеников. Свифт, один из величайших английских писателей, «провалился» в Дублинском университете и только уже потом в Оксфорде восстановил свою репутацию.  Известные ученые Чальмерс и Кук учились в приходской школе в Сент–Андрью, они были такими  тупыми и неповоротливыми, что  учитель, потеряв терпение, отослал их обоих из школы как безнадежно глупых. Знаменитый Шеридан в детстве показывал такой недостаток способностей, что матерью был отрекомендован своему опекуну также в качестве неисправимо тупого мальчика. Таким же был и Вальтер Скотт, показывавший всегда гораздо больше способностей к различным кулачным подвигам, чем к учению. В Эдинбургском университете профессор Дальзел произнес ему такой приговор: «Тупым он был, тупым же и останется». Поэт Бернс в детских летах был способен только к телесным упражнениям.

Самое лучшее развитие достигается не столько учением в школах или в гимназиях, сколько нашим собственным прилежным самовоспитанием в зрелом возрасте. Поэтому родители не должны спешить развивать способности своих детей. Пусть они только смотрят, чтобы молодой человек свободным упражнением своих физических сил получил хороший запас здоровья, пусть выведут его на путь саморазвития, заботливо разовьют в нем привычку к труду и прилежанию. И в зрелых летах, если только основание положено хорошее, человек этот уже будет иметь все средства к здоровому и успешному воспитанию себя собственными силами.

 

                       

Hosted by uCoz