ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СПОРА
Со времен Аристотеля и Платона спор считается одним из важнейших словесных искусств, рассматриваемых риторикой и
диалектикой. В риторике спор должен приводить к принятию оппонентом
определенной точки зрения через его убеждение, внушение или доказательство
позиции.
Спор – это вид диалога, при котором
собеседники изначально имеют различные или противоположные суждения по одному и
тому же вопросу. Для делового публичного общения наибольшую значимость приобретают те формы диалога, которые проходят в виде
интеллектуального поединка, когда каждый из участников обосновывает и
аргументирует собственные положения наряду с критикой и опровержением
утверждений соперника. Такая форма называется полемикой. Всякая полемика должна
иметь тему и проводится по определенной процедуре. Если тема сформулирована
четко и ясно, строго соблюдается процесс
проведения, - такая полемика называется
дискуссией. Если тема зафиксирована
не слишком четко и регламент нарушается, то полемика превращается в спор. Цель спора – или приближение к истине в
оценке данного предмета, или достижение единства взглядов путем доказательства
или убеждения.
Платон называет спор «умственным пиром».
При должном взаимоуважении полемистов, при готовности принимать противоположные аргументы, при умении слушать
и понимать – спор действительно превращается в исключительное по своему
значению средство повышения
интеллектуальных потенциалов личности, ее речевого и духовного совершенствования.
Некоторые исследователи педагогических моделей полагают, что организация ситуаций полемической направленности может
являться лишь специфической
дидактической моделью, но в практике все сложнее и многообразнее. Очень
часто именно спор является методически продуктивным по сравнению с индифферентными
формами преподавания.
В риторике спор приводит к принятию
оппонентом определенной точки зрения через его убеждение, внушение или
доказательство позиций. По существу, процесс преподавания – это процесс спора с
ранее существовавшем уровнем познаний, процесс их
отрицания новыми сведениями. Бехтерев
утверждал: «Внушение и убеждение является двумя основными формами воздействия одного лица на другое».
Участники спора должны не захотеть переспорить, а захотеть вести поиск истины.
Какова бы ни была цель учащегося,
полемизирующего с учителем – педагог помнит, что спор для него возможен лишь как риторическая структура. Завышенный, заниженный уровень притязаний
могут быть скорректированы в процессе
педагогического спора. Педагог должен владеть приемами спора.