ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Совершенствование
технологий формирования коммуникативной культуры личности обучающегося – одно
из центральных инновационных направлений современной практической педагогики.
Обусловлено это, прежде всего, социокультурными
процессами, происходящими в современном обществе. Формирование коммуникативной
культуры личности происходит в реальной
жизни, в наблюдаемом сегодня « хаосе» социально – общественных явлений, что и
определяет существование проблем, связанных с дезориентацией личности в
процессах жизнедеятельности. Для педагогической практики сущностью коммуникации
являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального
сознания личности как субъекта образовательной деятельности.
Коммуникативная
культура, с точки зрения педагогики – это один из важнейших, функционально значимых элементов профессии, основанной
на материальной и духовной составляющей:
-
гуманная педагогическая позиция как основная ценность
-
творческое отношение к педагогической деятельности
-
языковая и речевая компетенции
-
риторическая компетенция
Коммуникативная
культура рассматривается не только как совокупность норм и правил, регулирующих
процесс общения, но и как условие самореализации личности в педагогической
деятельности. Также, как составляющая коммуникативной культуры, рассматривается
группа коммуникативных умений, связанных с приемами свободно пользоваться разнообразными языковыми и речевыми
средствами в различных коммуникативно – речевых и ситуативных условиях. Следовательно, одна из
основных задач формирования коммуникативной компетенции – это совершенствование
навыков безукоризненно чистой, правильной, терминологически точной и
выразительной речи.
Формирование
коммуникативной культуры студентов как основной базовой составляющей
профессиональной подготовки становится приоритетным, но не в размытых
очертаниях критериев, встречающихся в большинстве документов, а в конкретном,
четком, детализированном портрете будущего специалиста как коммуникативно компетентной
и развитой личности.
Успешное
формирование коммуникативной культуры происходит только при наличии
самоорганизации личности, т. е. личность
сама, осознанно, стремится к познанию, развитию устойчивых интересов,
потребностей и ценностей.
В
современной педагогической науке и практике отсутствует достаточно обобщенная
теоретическая и практическая разработанность проблем, связанных с формированием
коммуникативной культуры студентов, где объектом исследований были бы
педагогические условия, влияющие на эффективность и результативность развития
их коммуникативной культуры, а предметом
– сам процесс развития.
Общению
учатся в самом общении. Коммуникативная культура как система личностных
проявлений совершенствуется только во взаимодействии с другими коммуникантами. Невозможно гармоничное развитие студента
как коммуникативной личности вне среды, коллектива. Дистанцирование,
а порой и противопоставление себя коллективу, приводят, как правило, к развитию
негативных коммуникативных сценариев, не способствующих успешному развитию
коммуникативной культуры. Поэтому необходимо создание особых педагогической
среды, условий для самоактуализации и самовоспитания
студентов.
Также
необходим следующий этап – это составление индивидуальных программ
саморазвития, где особое место отводится приемам развития и совершенствования
навыков коммуникативной культуры. Но нельзя сосредоточиться только на
формировании технологических основ общения, важнейшая педагогическая задача –
это формирование ценностных ориентаций, моделей поведения на основе собственной
активности студентов. Успешность этого процесса обеспечивается еще одним
немаловажным фактором: демонстрацией самими педагогами разнообразных моделей коммуникативно грамотного
поведения. Также, насыщение внеучебной деятельностью
оптимизирует этот процесс, например, участие в творческих проектах (театр,
публичные выступления и т. д.)
Управление,
совершенствование и оптимизация процесса формирования коммуникативной культуры невозможна без
организации системы рефлексирования. Самооценка и самоанализ крайне важны для
дальнейшего становления коммуникативной культуры студентов; через рефлексию
происходит отбор средств и приемов становления. Образцы риторической рефлексии:
Формирование
коммуникативной культуры целесообразно начинать с детальной диагностики.
Определены некоторые критерии оценки уровня:
- уровень коммуникативной открытости
- наличие мотивации к общению
- умение успешно позиционировать себя в
ситуациях общения
- уровень языковой и речевой культуры
- уровень общей культуры
Результатами
анализа исходного состояния явятся:
разработка
комплекса типовых коммуникативных ситуаций как тренинговой
основы для риторического анализа; поиск и создание досугового
объединения студентов; разработка форм общения, компенсирующих дефицит
общительности; создание ценностно – личностных
отношений между преподавателем и студентом, способствующих становлению образа и
опыта гуманистического общения; повышение активности делового, межличностного и
рефлексивного общения.
Целью
педагогического образования является не только становление грамотного
компетентного специалиста, но и высококультурной личности, способной
воспроизводить образцы коммуникативной культуры.