Коммуникативное событие как средство формирования ключевых компетенций
студентов
Ключевые слова: коммуникативное событие, текст–ридер,
риторический практикум.
Формирование ключевых
компетенций становится сегодня главной целью обучения. Именно они определяют качество содержания образования. К
ним, в первую очередь, относятся коммуникативные компетенции, включающие в себя универсальные профессиональные
умения: общие – организовывать и
управлять эффективным и влиятельным общением
и, т.н., частные – целеполагать, формировать и формулировать
высказывания в разных жанрах, определениях, владеть нормами диалога и
диалогического монолога и т.д. Известно, что за относительно небольшой срок
обучения невозможно сформировать профессионально значимую, компетентную личность, основываясь только на
обучении готовым методологиям, на
репродуктивном образовании. По утверждению педагога – классика А. Дистервега
«...знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку
предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности... Он
должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать». Появляется
потребность в поиске новых диалогических форм предметного общения со
студенческой аудиторией. Все, что делает
студент сейчас, в процессе обучения, и будет делать в будущей профессиональной
деятельности – все так или иначе
является формой публичного выступления, успешность и результативность
которого напрямую зависит от его риторических умений. Риторика как практическая
дисциплина учит формам, приемам и методам речемыслительной деятельности и
речевого воздействия на аудиторию,
а также средствам
создания риторической ситуации.
Владение этим дискурсом является важнейшей
составляющей коммуникативной
компетенции будущего педагога, отсюда – профессиональный характер
риторики.
Необходимо организовать реальный диалог студентов с
профессией, создать ту образовательно-событийную среду, в
которой предметно – ориентированное общение всегда превращалось бы в
коммуникативное событие. Событийность, с точки зрения практической риторики, становится феноменом профессионального образования, когда само изучение
предметных фактов становится событийным.
Особое значение приобретает исследовательско
– творческая деятельность студентов на семинарах – совещаниях (риторических
практикумах, которые являются одними из основных средств личностно –
профессионального становления студентов), где центральной фигурой является
коммуникативное событие. Риторикой коммуникативное событие понимается
как взаимодействие (трансакция), в
котором каждая из сторон в режиме
реального времени выполняет роль как Источника,
так и Получателя для интерпретации различных смыслов. Смыслы в чужом
сознании можно возбудить только в специально созданном коллективном событии,
где используются все риторические стратегии, а речевое поведение студента
рассматривается как способ актуализации
личности, как способ идентификации ее индивидуальных свойств и возможностей. В
коммуникативном событии взаимодействуют три ключевых момента: знания, опыт,
понимание; по характеру - это предметно
– ориентированное общение.
Текст всегда был основой
риторики. Для превращения учебного
занятия в коммуникативное событие
создается «ридер» - текстовый конструкт,
составляющий единое логичное, этическое и смысловое целое, базирующийся на 2–х компонентах: эмпирическом материале
(основанном на чувственном опыте коммуниантов) и эпистомологическом (основанном
на знаниях). Вектор такого занятия формулируется как движение от коллективно –
индивидуального осмысления всех значений
текста к текстопорождению и организуется как
контекст понимания. Осуществляется коллективный поиск проблем,
проблемных вопросов, поиск их решений; определяется и формулируется тезис
(тезисы), авторская сверхзадача текста – ридера.
Самое важное в данной
стратегии – создать условия для понимания студентами того, что скрыто за каждым
словом автора, и определения сущности
текста – ридера не в том, что разумел в нем автор, а в том, как он действует на сознание
размышляющих. Определяются критерии оценки речевых продуктов: грамотность
формулировок, ясность (логичность) изложения, научная корректность, соблюдение
правил и норм диалогической культуры.
Педагогическая ценность коммуникативного события – в проявлении авторской
позиции студентов, изложенной по всем риторическим правилам, в различных риторических жанрах:
реплика, опровержение, защита, рассуждение, комментарий т.д. Среди техник, отрабатываемых
на текстах–ридерах: навык формирования и формулирования тезиса, проблемного
вопроса и других речевых конструкций; навык построения системы доказательств,
создания риторических ситуаций полемической направленности (в малых группах или
индивидуальных поединках).
Коммуникативное событие является
универсальным средством формирования и совершенствования профессионально необходимых навыков: говорения и
слушания в ситуации диалога, концентрации внимания на предмете
обсуждения, конструктивного полемизирования, формулирования (предъявления)
собственной позиции, толерантного отношения к чужим
высказываниям, постоянного рефлексирования. Поиск и нахождение смыслов – это
всегда творческий, интеллектуальный и результативный процесс, проходящий по схеме, созданной
еще Аристотелем: нахождение (изобретение
мысли), расположение (логика изложения), словесное оформление (языковые и
речевые средства), произнесение.
Таким образом, текст – ридер создает условия
не только для освоения уже имеющихся риторических процедур, но и инициирует
новые исследовательские методики.
С целью формирования ключевых компетенции организуются масштабные
коммуникативные события – риторические студенческие конференции, где
исследование различных предметных фактов становится событийным и определяются
следующие приоритеты:
- коммуникации перед информацией;
- понимания перед знанием;
- ментального (собственного языка) перед чужим
для студента «внешним» языком предмета.
Риторическая
конференция как коммуникативное
событие является оптимальным поводом для студентов проявить свои личные и профессиональные амбиции, самореализоваться в «экстремальных» условиях публичного говорения.
Итак, личность
формируется не научением, а через самостоятельное осмысление и рефлексию.
Занятие квалифицируется как коммуникативное событие лишь в случае возникновения
диалогического согласия, общего актуального смысла для достижения ключевой цели:
формирования и совершенствования педагогической культуры мышления будущих
педагогов.
Используемая литература:
Ипполитова Н.А., Педагогическая риторика, М., 2007 год
Колокольцева Т.Н., Специфические коммуникативные
единицы диалогической речи. Волгоград, 2003 год.
Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И., Школа коммуникативной
дидактики. Изд-во РГГУ, М., 2008 год.
Тюпа В.И., Риторика как учение о коммуникативном
событии. М., 2002 год.
Фарышев Л.Б., Философские основания коммуникативной
стратегии образования. Томск, 2005 год.
Словарь:
коммуникативное
событие – взаимодействие
(трансакция), в котором каждый из коммуникантов
в режиме реального времени выполняет роль как
Источника, так и Получателя для интерпретации различных смыслов;
текст–ридер – это текстовое построение, связное по логике и смыслу и составляющее единое этическое и проблемное целое;
риторический
практикум – практическое занятие,
нацеленное на обучение риторическим технологиям речемыслительной деятельности,
диалогическому взаимодействию с адресантом в моделируемых коммуникативных
ситуациях.