Коммуникативное событие как средство формирования ключевых компетенций
студентов
Сапунова И.А.
Ключевые слова:
коммуникативное событие, текст – ридер, риторический практикум.
Формирование ключевых
компетенций становится сегодня главной целью обучения. Именно они определяют качество содержания образования. К
ним, в первую очередь, относятся коммуникативные компетенции, включающие в себя универсальные профессиональные
умения: общие – организовывать и
управлять эффективным и влиятельным общением
и, т.н., частные – целеполагать, формировать и формулировать
высказывания в разных жанрах, определениях, владеть нормами диалога и
диалогического монолога и т.д. Известно, что за относительно небольшой срок
обучения невозможно сформировать профессионально значимую, компетентную личность, основываясь только на
обучении готовым методологиям, на
репродуктивном образовании. По утверждению педагога – классика А. Дистервега
«...знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку
предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности... Он
должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать». Появляется
потребность в поиске новых диалогических форм предметного общения со
студенческой аудиторией. Все, что делает
студент сейчас, в процессе обучения, и будет делать в будущей профессиональной
деятельности – все так или иначе является формой публичного выступления,
успешность и результативность которого напрямую зависит от его риторических
умений. Риторика как практическая дисциплина учит формам, приемам и методам
речемыслительной деятельности и речевого воздействия на аудиторию, а
также средствам создания риторической ситуации. Владение этим дискурсом является
важнейшей составляющей
коммуникативной компетенции будущего
педагога, отсюда – профессиональный характер риторики.
Необходимо организовать реальный диалог студентов с
профессией, создать ту образовательно-событийную среду, в
которой предметно – ориентированное общение всегда превращалось бы в
коммуникативное событие. Событийность, с точки зрения практической риторики, становится феноменом профессионального образования, когда само изучение
предметных фактов становится событийным.
Особое значение приобретает исследовательско
– творческая деятельность студентов на семинарах – совещаниях (риторических
практикумах, которые являются одними из основных средств личностно –
профессионального становления студентов), где центральной фигурой является
коммуникативное событие. Риторикой коммуникативное событие понимается
как взаимодействие (трансакция), в
котором каждая из сторон в режиме
реального времени выполняет роль как Источника, так и Получателя для
интерпретации различных смыслов. Смыслы в чужом сознании можно возбудить только
в специально созданном коллективном событии, где используются все риторические
стратегии, а речевое поведение студента рассматривается как способ актуализации личности, как способ
идентификации ее индивидуальных свойств и возможностей. В коммуникативном
событии взаимодействуют три ключевых момента: знания, опыт, понимание; по
характеру - это предметно –
ориентированное общение.
Текст всегда
был основой риторики. Для превращения
учебного занятия в
коммуникативное событие создается
«ридер» - текстовый конструкт, составляющий единое логичное, этическое и
смысловое целое, базирующийся на 2–х компонентах: эмпирическом материале
(основанном на чувственном опыте коммуниантов) и эпистомологическом (основанном
на знаниях). Вектор такого занятия формулируется как движение от коллективно –
индивидуального осмысления всех значений
текста к текстопорождению и организуется как
контекст понимания. Осуществляется коллективный поиск проблем,
проблемных вопросов, поиск их решений; определяется и формулируется тезис
(тезисы), авторская сверхзадача текста – ридера.
Самое важное в данной
стратегии – создать условия для понимания студентами того, что скрыто за каждым
словом автора, и определения сущности
текста – ридера не в том, что разумел в нем автор, а в том, как он действует на сознание размышляющих. Определяются критерии оценки речевых
продуктов: грамотность формулировок, ясность (логичность) изложения, научная
корректность, соблюдение правил и норм
диалогической культуры. Педагогическая ценность коммуникативного события
– в проявлении авторской позиции студентов, изложенной по всем
риторическим правилам, в различных
риторических жанрах: реплика, опровержение, защита, рассуждение, комментарий
т.д. Среди техник, отрабатываемых на текстах–ридерах: навык формирования и
формулирования тезиса, проблемного вопроса и других речевых конструкций; навык
построения системы доказательств, создания риторических ситуаций полемической
направленности (в малых группах или индивидуальных поединках). Коммуникативное событие является универсальным средством формирования
и совершенствования профессионально
необходимых навыков: говорения и слушания в ситуации диалога, концентрации
внимания на предмете обсуждения, конструктивного полемизирования,
формулирования (предъявления) собственной позиции, толерантного отношения к чужим
высказываниям, постоянного рефлексирования. Поиск и
нахождение смыслов – это всегда творческий, интеллектуальный и
результативный процесс, проходящий по
схеме, созданной еще Аристотелем:
нахождение (изобретение мысли), расположение (логика изложения), словесное
оформление (языковые и речевые средства), произнесение.
Таким образом, текст – ридер создает условия
не только для освоения уже имеющихся риторических процедур, но и инициирует
новые исследовательские методики.
С целью формирования ключевых компетенции организуются масштабные
коммуникативные события – риторические студенческие конференции, где
исследование различных предметных фактов становится событийным
и определяются следующие приоритеты:
- коммуникации перед информацией;
- понимания перед знанием;
- ментального (собственного языка) перед чужим
для студента «внешним» языком предмета.
Риторическая
конференция как коммуникативное
событие является оптимальным поводом для студентов проявить свои личные и профессиональные амбиции, самореализоваться в «экстремальных» условиях публичного говорения.
Итак, личность
формируется не научением, а через самостоятельное осмысление и рефлексию.
Занятие квалифицируется как коммуникативное событие лишь в случае возникновения
диалогического согласия, общего актуального смысла для достижения ключевой цели:
формирования и совершенствования педагогической культуры мышления будущих
педагогов.
Используемая литература:
Ипполитова Н.А., Педагогическая риторика, М., 2007 год
Колокольцева Т.Н., Специфические коммуникативные
единицы диалогической речи. Волгоград, 2003 год.
Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И., Школа коммуникативной дидактики.
Изд-во РГГУ, М., 2008 год.
Тюпа В.И., Риторика как учение о коммуникативном
событии. М., 2002 год.
Фарышев Л.Б., Философские основания коммуникативной
стратегии образования. Томск, 2005 год.