Некоторые
вопросы становления речевой культуры и речевого мастерства будущих педагогов в
условиях прохождения курса «Педагогическая риторика».
Слово
– важнейшее составляющее педагогического мастерства, речь – главный инструмент
воздействия. Исходя из этой максимы профессиональное становление будущего
педагога – это процесс овладения конкретными технологиями речевого общения,
процесс становления языковой личности.
Бесспорно
уже то, что становление и развитие элитарной речевой педагогической культуры
студента, будущего профессионала – это важнейшая задача уже сегодняшнего
дня. Следует с горечью констатировать,
что нынешний речекультурный уровень не только школьников, но и студентов,
выпускников педагогических учебных заведений, оставляет желать лучшего. В условиях крайне небрежного
отношения к языку и речи падает престиж литературного, филологического
образования. Педагогика уже давно нуждается в учителе – эталоне, в учителе –
образце речевого мастерства. Здесь и находится главная точка пересечения педагогики
с риторикой. Именно в риторике очень важен образец, эталон; объект ее
исследования – это речевое поведение,
речевая культура субъекта. Риторика, по сути, выступает единственной
дисциплиной в ряду речеведческих, обучающей способам речевой деятельности.
Специфика педагогической риторики, как учебной дисциплины, определяется ее
интегральным положением в цикле гуманитарных и специальных
психолого-педагогических курсов, опирающихся на речемыслительную деятельность,
словесность. Определены цели: развитие логического (риторического) мышления
говорящего и пишущего; становление языковой личности, морально ответственной
перед аудиторией. В качестве главной задачи выступает следующая: дать установку
на эту моральную ответственность, внушить основную мысль, что человек, слабо
или вовсе не владеющий коммуникативными риторическими нормами общения не готов
к профессиональной деятельности. Востребовано: безупречное владение словом, литературной нормой; умение создать
ситуативно-адекватный текст; безусловное понимание самоценности русского
языка как средства общения. Но чтобы ответить на эту потребность
нынешнему студенту необходимо обладать достаточным уровнем языковой и речевой
культуры. Приходится констатировать:
проблем культуры языка и речи – великое множество. И эти проблемы напрямую
связаны с сегодняшним состоянием общества, со временем в котором оно живет, с
общественно-культурной ситуацией. Основные трудности:
-
Чрезвычайно малый лексикон и почти отсутствует потребность
обогащать его; словари не являются настольными книгами. И при этом минимуме –
неумение воспользоваться им, выбрать слово, точно выражающее мысль.
-
Преобладание в речи штампов, шаблонов и стереотипов,
фразеологизмов обиходно-бытовой лексики, что не
способствует развивающему общению также, как и руминированная, серая и унылая
речь, синонимическое поле которой весьма ограниченных размеров.
Пути
преодоления этих трудностей, решение проблем находятся в риторической
плоскости. Риторические условия становления и развития речевой культуры и
речевого мастерства следующие:
-
Создание ситуации выбора успеха и потребности в демонстрации
собственных продуктов;
-
Создание ситуации публичного успеха (чаще
переходить в режим публичного говорения, отдавать предпочтение скорее не
диалогу в различных видах, отрабатывать такую форму как диалогизированный
монолог и выходить на уровень индивидуальных, сольных выступлений);
-
Придать речи яркую жанровую окраску, даже небольшие тексты
должны быть жанрово определены (пожелание, замечание, комплимент,
антикомплимент, рассуждение, отзыв, впечатление, похвала, ответное слово и так
далее);
-
Определить критерии оценок, связанные с нормативностью,
выразительностью, разнообразием языка, где главный принцип – единство
требований;
-
Обращение к словарям сделать традиционным, а формирование и обогащение
психолого-педагогического тезауруса – обязательным;
-
Постоянный самоконтроль за собственными речевыми действиями,
постоянная рефлексия;
-
Риторизация учебной деятельности студентов (сопоставление
учебной и риторической деятельности, то есть совершенствование приемов учебной
деятельности за счет усвоения риторических знаний, умений и навыков по четырем
основным параметрам: ситуативность, адресность, реализация своих целей,
авторская индивидуальность.
Студент,
создавая собственный текст по всем риторическим канонам, не только приобщается
к творчеству, но и проявляется, самоопределяется и совершенствуется как
языковая личность, личность уникальная. Преобладающая форма отчётности в этом
процессе - публичные выступления. Именно эта форма, как лакмусовая бумажка, «
высвечивает» проблемы, слабости студентов в отношении языка, речи, общения. Это один аспект.
Второй: постоянно рефлексируя, студенты
находят всё больше риторических способов
решения проблем общения; оттачивают
своё ораторское и педагогическое мастерство; отрабатывают, наконец, свой
собственный стиль педагогического общения. Чрезмерным кажется преобладание
письменных зачётных форм по разным дисциплинам в педколледжах и педвузах, когда альтернативой устной публичной защите выступает реферат,
курсовая работа и т. д.. В этих случаях
проблематичным кажется приобрести и отточить умение построить и защитить
собственную позицию, умение убедить и
побудить слушателя. Главный результат обучения основам педагогической риторики - это
овладение умениями и навыками риторической
деятельности для разных сфер межличностного и социально-ориентированного
общения.
Уже
давно назрела необходимость определить и чётко обозначить языковую политику,
объединить общие усилия и в специальном педагогическом образовании установить
настоящую диктатуру чистого, ясного и нормативного языка.