Риторика – одна из древнейших филологических наук, в
европейской культуре ведёт своё начало от древнегреческих риторических школ,
где формировалась как учебный предмет, позднее – как наука.
Изначально
предметом риторики была живая речь, словесное мастерство,
красноречие. Первые труды по риторике были
созданы в V-III в.в.
до Рождества Христова (Горгий, Лисий,
Платон, Аристотель) «Риторика». Теория не дошла до нас, но его учение изложил в
одном из своих диалогов Платон – ученик Сократа и
крупнейший мыслитель античного мира. В риторическом учении важнейшее
внимание уделялось содержанию речи, её построению,
словесному выражению, запоминанию и мастерству
публичного выступления, речь была тесно связана с поэтикой,
учением о стилях, логикой, философией. Риторические школы
были самыми лучшими учебными заведениями, в них принимали
мальчиков 7 лет, их обучали 14 лет, юноши
выходили высокообразованными людьми, постигшими науки своего
времени, они становились государственными деятелями, политиками, военными,
ораторами, поэтами. Лучшие ораторы возглавляли или создавали риторические школы
(Горгий, Демосфен, в Риме позднее – Цицерон, Квинтилиан.).
Рим,
унаследовавший античную культуру, включая риторику, усилил в ней прагматическую
тенденцию: цели риторики были обращены к красоте, лаконичности, мастерству
речи. Крупнейший теоретик риторики М.Ф.Квантилиан (I в. н. э.) в 12 книгах риторических наставлений –
труде, названном им «Об образовании оратора», придал риторике педагогическую
направленность.
Эпоха христианства отвергла
риторическое учение как языческое; но практика
христианской проповеди достигла необычайной высоты и в «Посланиях» апостолов
Павла, Иоанна, Богослова, Петра, и особенно в «Евангелии», где изложены основы
гомилетики (гл. X «Евангелия» от Матфея). Один из крупнейших современных
теоретиков риторики Ю. В. Рождественский высоко оценивает
«Евангелие» в книге «Теория риторики» (М., 1997).
Эпоха
Возрождения открыла Европе античную риторику в её единстве с искусством,
её развитие было продолжено во Франции, Италии, Испании –
придворный этикет, академическое красноречие средневековых университетов,
расцвет поэтики как науки, наконец, политическая
риторика Великой французской революции, дипломатическое искусство…
В
Древней Руси расцвет красноречия приходится
на XI-XII в.в. и на начало XIII в., до монгольского нашествия. До нас дошли
проповеди: слова Кирилла Туровского,
Поучение Владимира Мономаха, «Золотое слово Святослава, со слезами
смешанное» и др. Древнерусская традиция речи утверждала высокое
утверждение к мудрости, словесному мастерству, кротость и
смирение в публичной речи, и в беседе. Для речевых произведений
характерны нравственно-поучительный пафос, призыв к
добродетели, высокий эмоциональный накал обращений и
призывов, вера в божественную природу, отсутствие
подобострастия к сильным мира сего.
Учебники риторики появились в России в XVII-XVIII в.в.:
Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Н. Ф. Кошанский;
до второй половины XIX в. риторика
преподавалась во всех гимназиях, лицеях,
семинариях, во многих высших учебных заведениях. Для этого периода характерен расцвет академического,
судебного, политического красноречия: В.О.Ключевский, А.Ф.Кони,
А.Ф.Луначарский, К.Е.Тимирязев.
В
середине XIX в. в России начался кризис риторики (во Франции на 40 лет
раньше): прогрессивная критика обвинила риторику
в формализме и фальши, во вредном влиянии на учащуюся молодёжь.
Действительно, к 40-м годам прошлого столетия у риторики как у теории
красноречия и ораторства появилось второе значение: «речь
красивая, но лишённая серьёзного содержания», и сегодня в газетах можно
встретить такую фразу: «Если отбросить предвыборную риторику,
то депутат И.И.Иванов выступил против и т. д.»; А.А.Солженицын в новой книге
«Россия в обвале» употребил такое сочетание: речи властей «риторны
и приторны». Учебный предмет «Риторика» исчезает
почти из всех планов учебных заведений,
а в XX
в. до 80-х годов вообще не преподаётся, за исключением рекомендаций в
помощь агитатору и пропагандисту. Соответственно сокращаются и
исследования в области риторики в России 60-80-х годов, её продолжали изучать А.Ф.Лосев,
В.В.Виноградов, С.С.Аверинцев, Ю.В.Рождественский. Изредка
издавались античные тексты – сочинения Аристотеля, Платона, Цицерона (1), переводы с английского (2) и с французского (3). В какой-то мере восполняли дефицит литературы по
риторике труды по культуре речи, стилистике, поэтике,
хрестоматии по античной литературе, где были представлены Демосфен, Лисий,
Цицерон.
Лишь в
конце 70-х годов XX в. наблюдается рост интереса к
риторике, главным образом в среде молодёжи; во Франции ренессанс риторики
начался в 50-е годы. Причины возрождения
риторики в России обычно указывают следующие:
1.
Влияние зарубежного опыта.
2.
Осознание потребности ораторских
умений в связи с демократически-
ми
преобразованиями в стране.
3.
Интерес молодёжи к ретро, к
забытым и гонимым наукам.
4.
Высокий уровень наук о речи в XX в.: появление теории речи (Ф де Соссюр), психологии
речи (Ж.Пиаже, В.Штерн, Л.С.Выготский), пси-
холингвистики (Н.И. Жинкин, Д.Слобин,
Д.Грин, А.А.Леонтьев и др.), социолингвистики, теории коммуникации, успехи
стилистики, семан-
тики,
фонологии, функциональной грамматики.
80-е
годы стали поворотными: риторика начала своё восхождение к
новым высотам – и в исследовательских областях, и
в общем образовании. К концу 80-х годов она уже
преподавалась во многих ВУЗах и средних учебных заведениях. А
в 90-е годы накапливается новая литература: учебники
(пособия) для X–XI классов средней школы А.К.Михальской, М.Р.Львова, университетский
курс лекций «Теория риторики» Ю. В. Рождественского,
«Детская риторика» для начальных классов и «Школьная риторика» для V-IX классов под ред Т.А.Ладыженской
и пр.
Возрождающаяся
риторика не есть простое повторение давно известно-
го: новые подходы весьма
значительны, нередко они обозначаются обновлённым термином – неориторика (Н.А.Безменова и др.).
Бесспорно
и то, что роль риторики и как науки, и как учебного предмета значительно
возросла за последние два десятилетия.
В настоящее время риторика преподаётся в X-XI классах
гимназий, лицеев, средних школ, в колледжах, многих ВУЗах (педагогических,
социальных, юридических, театральных, управленческих и мн. др.). Учебные планы предусматривают в школе от 70 часов,
или уроков,-2 часа в неделю в течение одного года – до 240 часов (5 лет).
Имеются опубликованные программы для разных ступеней средней школы:
В.Я.Коровиной, Ю.С.Пичугова, М.Р.Львова, А.К.Михальской,
Т.А.Ладыженской, С.Ф.Ивановой. Имеются пособия З.С.Смелковой, Н.Н.Кохтева, Н.А.Михайличенко,
Л.К.Граудиной, В.В.Волкова, Е.Н.Зарецкой, Д.Н.Александрова и др.
В 80-е
годы остро не хватало преподавателей, так как их не готовили
и поныне не готовит не один ВУЗ. Лишь в магистратурах и аспирантурах круп-
ных ВУЗов, университетов имеется такая специальность;
впрочем, она пока не внесена в официальную, то есть утверждённую
государственными органами, номенклатуру. В настоящее время методика
преподавания риторики только формируется.
В развитии риторики как учебного предмета
обнаружили себя спорные тенденции: риторика рассматривается в отрыве от
предмета «Русский язык», который в школе составляет стержень
филологического цикла предметов: её перемещают либо в эстетический комплекс,
либо в социальный, культурологический, либо ставят особняком.
Риторика
не включена в федеральный компонент
типового учебного плана средней школы, а также в государственный
стандарт подготовки учителя в ВУЗе (она обычно
преподаётся как предмет по выбору, как специализация и т. п.). Вспомним,
что в античном мире она составляла основу единственного типа учебных заведений,
дававших высшее образование.
(1) См.: Античные риторики /
Под ред. А.А.Тахо-Роди. – М., 1978.
(2) См.: Сопер
П.Л. Основы искусства речи. – М., 1952.
(3) См.: Дюбуа
Ж. и др. Общая риторика. – М., 1989